Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фестивальная триада от Леси Дычко

16 ноября, 1999 - 00:00

Фестиваль «Златоверхий Киев», проводимый в столице уже третий раз, существует благодаря энергии своего директора Николая Гобдыча, одновременно являющегося руководителем одного из лучших хоровых коллективов Украины — хора «Киев». Хотя сам фестиваль — это лишь видимая часть того, что делает коллектив и его руководитель для популяризации украинской хоровой музыки. Хор уже выпустил десять компакт- дисков с записями национальной и зарубежной музыки, и, что особенно важно сейчас, при полном развале отечественных нотных издательств, стал инициатором изданий партитур сочинений украинских композиторов, взятых из своего репертуара.

В первый день хор «Киев» представил пласт церковной (от монодии XVI века до эпохи классицизма), а также народной музыки в обработке композиторов нашего столетия, органично сочетая академичность исполнения церковных напевов с яркостью и театральностью интерпретации народной музыки.

Во второй день выступал один из наиболее заслуженных хоровых коллективов Украины — народный хор имени Григория Веревки. Знаменательно то, что поиски нового в хоровом исполнительстве находят отражение в коллективе, казалось бы, предназначенном исключительно для исполнения народной музыки. Но, оказывается, обрабатывать народные мелодии можно по-разному, в том числе и в современном, джазовом стиле. А можно и церковную музыку исполнять в народной манере, представляя, как она, наверное, и звучит в многочисленных церквях в украинских селах.

Но, конечно, кульминацией «Златоверхого Киева» стали два последних дня фестиваля, посвященных творчеству одного из самых интересных украинских композиторов современности, мастеру хорового письма Лесе Дычко. Творчество Леси Дычко, юбилей которой пришелся как раз на эти фестивальные дни, это целая эпоха в истории украинской хоровой музыки. Особое внимание публики было приковано к двум монументальным композициям — Французским фрескам и Торжественной литургии. Французские фрески — это музыкальное воплощение впечатлений от французских замков, расположенных в живописных местах долины Луары — монументального Анжерского, таинственного Эне- ле-Вьей, грациозного Шенонсо. Это сочинение, где органично сочетаются элементы старинной музыки с современной манерой хорового письма. Яркое событие — премьера Торжественной литургии, которая состоялась в рамках фестиваля. Это уже третье сочинение Леси Дычко в этом жанре. Две другие, написанные почти десять лет назад, звучат не только на концертной эстраде, но и там, где им должно звучать — в храме. Огромное по размерам музыкальное полотно на концерте прозвучало не полностью, но, к радости всех любителей и поклонников творчества Леси Дычко, хором «Киев» был подготовлен компакт-диск с записью этого произведения, который можно было тут же приобрести, так же, как и партитуру этого сочинения. Хотелось бы, чтобы триада «премьера — запись — ноты» сопровождала если не каждое, то хотя бы наиболее значительные сочинения композитора, и не только к его юбилею.

Ольга ЗОСИМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ