История эта произошла в уездном городе Х... — так в духе Николая Гоголя можно начать рассказ о ежегодном масштабном событии в Херсоне.
Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии-2009» традиционно проходит в Херсонском музыкально-драматическом театре им. М.Кулиша (автор идеи фестиваля — Александр Книга, директор и худрук этого театра). В этом году «Мельпомена» перешла черту своего первого десятилетия и была посвящена творчеству Николая Гоголя, в фестивальной афише преобладали произведения великого юбиляра. Даже театральный капустник назвали «Гоголь-моголь».
За пять дней зрители посмотрели 17 спектаклей. В основном это были новые работы старых друзей фестиваля, ведь, однажды попав в Херсон, многие коллективы становятся ежегодными участниками «Мельпомены Таврии». В этот раз круг друзей фестиваля расширился — «влились» новички: Мурманский драматический театр «Комедиограф», Румынский театр «ATENEU», Закарпатский украинский музыкально-драматический театр, Одесский монотеатр Ирины Красилиной и Киевский первый женский «Театр на Грушках».
Гоголевская тема в программе была проведена широко и мощно. Яркая, национально колоритная, с эффектами перемещения в пространстве, была показана притча о верности, любви и чести в «Тарасе Бульбе» Луганского украинского музыкально-драматического театра; и с юмористическими мотивами, победившими драматизм ситуации — сватовство в «Женитьбе» Нежинского украинского театра им. Коцюбинского. Запомнился зрителям спектакль «Рождественские вечера» Луганского театра песни и танца «Легенда», который в основе постановки использовал знаменитые «Вечера на хуторе близь Диканьки».
Очень эффектно из гоголевской «Шинели» (в буквальном смысле слова) выходили артисты в спектакле «Шинель» Криворожского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения». В виде декорации и своеобразного действующего лица на сцене стоял огромный муляж партикулярной чиновничьей шинели — мечты Акакия Акакиевича. Эта шинель-дом — как образ вожделения и одновременно символ молоха, способного человека засосать, разрушить, уничтожить... В сложной визуальной партитуре спектакля было задействовано много персонажей, но угадывается четкое взаимодействие темных и светлых сил, которые руководят человеком. Так, душа согбенного чиновника предстает в виде ребенка в милых белоснежных одеждах, бегающего, словно в райских кущах, с сачком за бабочками. Мысль о том, сколь скорбен путь человека от рождения к смерти передана создателями спектакля пластически чрезвычайно образно, она предельно точна по эмоциональному посылу и изысканно-театральна по воплощению.
Спектакли «Страшная месть» Херсонского театра им.М.Кулиша, обладателя гран-при ХІ «Мельпомены Таврии», и «Вий» Коломыйского украинского драмтеатра им. И. Озаркевича воспринимались некоей дилогией по произведениям классика (они поставлены одной командой: режиссером Сергеем Павлюком и художниками Натальей и Сергеем Рыдванецкими). Особенность взгляда Павлюка в этих спектаклях — острое желание постичь глубину произведений, стремление показать в сценическом прочтении многосложность и удивительное образное воплощение Гоголем мысли о предназначении человека, об испытаниях на его жизненном пути, мучительном поиске самого себя. «Страшная месть» и «Вий» — чрезвычайно образные, метафоричные и колоритные постановки, в которых очень интересны актерские работы. Лучшим камерным спектаклем фестиваля стал моноспектакль «...Быть...» Ларисы Кадыровой (Национальный театр им. И.Франко). В своей исповеди актриса поведала о судьбе знаменитой армянской актрисы былых времен Сирануш, которой удалось гениально играть роль Гамлета. В судьбе Сирануш Кадырова сумела выразить весь трагизм и радость судьбы творца, когда он, — если говорить высоким слогом, — кладет свое сердце на алтарь искусства. Николаевский театр драмы и музыкальной комедии в спектакле «Монолог на фоне балета «Айседора Дункан» попытался слить в едином действии драматическое слово и балет. Иллюстрируя рассказ о жизни знаменитой танцовщицы выразительными пластическими этюдами, театр сценически говорил со зрителями о сути творчества. А московский Новый драматический театр предложил публике свой взгляд на рассказы Антона Чехова, представив в «12 новеллах любви» череду простых, глубоких и мудрых человеческих историй. Мудрой была и сказка «Дюймовочка» Херсонского театра кукол. Театральный конкурс, без сомнения, стал главным событием «Мельпомены Таврии»; на фестивале было проведено много творческих акций, а важнейшей из них стала конференция театральных режиссеров Украины. Финальный аккорд форума — гала-концерт на театральной площади, собравший тысячи херсонцев. А яркое карнавальное шествие театров-участников по центральным улицами Херсона стало предметом гордости организаторов фестиваля.