Эти слова: «кино» и «Артек» — в определенном смысле синонимы.
В советские времена множество фильмов было снято в этом дивном по красоте
месте. Кстати, именно к артековскому берегу, на котором ждала его Ассоль,
причалил свой корабль с алыми парусами капитан Грей (быть может, оттого
уже не первый год сопрезидентом фестиваля является актер Василий Лановой).
Но это — дела давно минувших дней. Когда кино на всем постсоветском пространстве
снимать практически перестали, в Международном детском центре «Артек» его
стали показывать. Причем, как говорится, по-взрослому. На большом экране,
благо они здесь в каждом лагере. И хотя технический уровень кинопоказа
зачастую оставляет желать лучшего, но некоторые дети, приехавшие в «Артек»
из самых разных и отдаленных уголков Украины и России, дома лишены и этого.
К тому же здесь из пассивных зрителей они превращаются в придирчивых критиков,
поскольку именно юные обитатели «Артека», и только они, оценивают конкурсную
программу. К этому прибавьте общение со звездами кино разных поколений,
которые с охотой съезжаются сюда. Мастер-классы, которые проводят для детей
кинематографисты. Показы «Золотой фильмотеки», феерические, поражающие
гигантоманией, но отнюдь не раздражающие, а скорее умиляющие, поскольку
правят бал на них не заезжие взрослые звезды, а детвора, шоу открытия и
закрытия фестиваля. Чем не праздник кино? Именно эта атмосфера делает кинофестиваль
в «Артеке» абсолютно неповторимым и непохожим ни на один другой в мире.
Ради нее можно на многое закрыть глаза. На организационные просчеты, на
казусы конкурсной программы и т. д.
Но делать праздники сегодня трудно, вынужден признать даже
неутомимый оптимист Михаил Сидоренко, генеральный директор МДЦ. К тому
же совсем недавно «Артек» с размахом отпраздновал свое 75-летие. И потому
нынешний кинофестиваль проходил куда скромнее, чем в предыдущие годы. Раньше
всех гостей и участников селили на одном корабле, который специально для
этого на фестивальные дни пришвартовывался в артековской бухте. Здесь ничто
не мешало буквально круглосуточному общению, совместным тематическим вечеринкам
(особенно славились капустники, организованные фестивалем анимационных
фильмов «Крок»), даже своя футбольная команда успевала возникнуть. Нынче
же, из-за недостатка средств, украинскую делегацию поселили в одной гостинице,
российскую — в другой, на противоположном конце МДЦ, журналистов и вовсе
в третьей. Впрочем, эта разобщенность не мешала нормальным человеческим
контактам. Если, скажем, восходящая звезда российского кино Алексей Макаров,
сыгравший отпетого негодяя в фильме «Ворошиловский стрелок» и благородного
мстителя в «Чеке», подружился с нашим Виталием Линецким (помните, сплошь
положительного Олега Пожарского из «Дня рождения Буржуя»?), то он и проводил
большую часть времени в украинской делегации. Но, увы, совместных вечеров
уже не было. Ну да Бог с ними, с вечерами, хотя без них фестивальная атмосфера
уже не совсем та. Но порой эта разобщенность создавала непр иятные ситуации.
И это — мягко говоря. Например, на первую пресс-конференцию забыли (!)
пригласить Олега Фиалко, президента фестиваля с украинской стороны. Можно,
конечно, этот факт расценить как ветреную забывчивость московской критикессы,
которая эту пресс-конференцию организовывала, можно отнести к дурным манерам.
Я вовсе не намерена впадать в аффектацию и из этого, в общем, частного
случая делать далеко идущие выводы. Но что-то мне подсказывает — пока отечественные
меценаты и спонсоры не обратят свои взоры на кинофестиваль в «Артеке»,
мы будем чувствовать себя гостями на этом празднике. Да и в конце концов
не столь уж важно чьи спонсоры главнее, просто сам праздник, который устраивается
не для утоления амбиций взрослых, а для детей, может оказаться под угрозой.
Все-таки, несмотря на нынешние сложности, организаторы
постарались сохранить все фестивальные традиции, которыми также силен «Артек».
Но, увы, и здесь жизнь внесла свои коррективы.
УШЕЛ САМЫЙ ДОБРЫЙ КАРАБАС-БАРАБАС. ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ
Кто хоть раз побывал на кинофестивале в «Артеке», запомнил
Владимира Вагнера навсегда. Столь эксцентричного, безмерно обаятельного,
бесконечно влюбленного в свое дело и в детей человека встретишь не часто.
Да нет — такого просто не встретишь. Его внушительная внешность, устрашающая
черная борода могли смутить кого угодно, но только не детвору. Не случайно
они называли его исключительно папа Карло Вагнер или Карабас-Барабас, а
общаясь — захлебывались от восторга. Впрочем, он платил им тем же. Именно
благодаря Владимиру Карловичу из года в год слетались в «Артек» из разных
уголков СНГ талантливые дети, чтобы радовать зрителей своим не по-детски
профессиональным актерским мастерством. Иногда даже казалось, что именно
этот, тяжело хворавший в последние годы, человек и есть самый большой ребенок,
придумавший знаменитые артековские шоу. А сам кинофестиваль был его особо
любимым детищем.
На открытии нынешнего — все было как обычно. Только Вагнер
отсутствовал: приболел. Блистали дети. С приветственными речами выступали
взрослые. Валерий Чигляев предложил основать новую традицию: пусть каждый
из приезжающих в «Артек» кинематографистов привезет хотя бы одну кассету
с добрым фильмом, чтобы здесь появилась самая большая видеотека доброго
кино (кстати, как оказалось позже, очень своевременное предложение). А
еще в подарок Вагнеру с родины Ганса Христиана Андресена он привез красивую
бабочку. «Счастье — вещь эфемерная. Но пусть с Володей оно пребудет вечно»,
— сказал Чигляев. Идей, вдохновения, трудоспособности Вагнеру и так хватает
с избытком.
Через день нас потрясло трагическое известие: Владимира
Карловича не стало. Прощались с ним в последний фестивальный день. Естественно,
возник вопрос, уместно ли устраивать торжественное закрытие. Думаю, руководство
«Артека» рассудило правильно, не отменив его. Ведь, по сути, это шоу —
последнее творение Вагнера, которое он сам придумал и поставил.
Говоря о своих феерических представлениях, Владимир Карлович
признавался: «Вряд ли ребенок вспомнит уже дня через три, о чем оно было,
но ощущение счастья, праздника сохранит на всю жизнь. Я работаю для послевкусия».
Нынешнее — с горечью. Но и убежденностью, что как раз его ученики смогут
реализовать замыслы учителя.
Когда мы свыкались с мыслью об утрате, в журналистской
среде возникла идея, которую затем, не сговариваясь, озвучил Олег Фиалко:
присвоить самому кинофестивалю имя Владимира Вагнера или учредить приз
его имени. Этого вполне достоин человек, двадцать лет отдавший «Артеку».
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Еще один уникальный и незаменимый фестивальный персонаж
— Исаак Магитон. Широкой публике он известен как режиссер фильмов «Фантазеры»,
«Свистать всех наверх!», «Ни слова о футболе», «Центровой из поднебесья».
Профессионалам — как постановщик 25 сюжетов в «Ералаше» и больше 50 — в
«Фитиле». А вот артековскому сообществу — как бессменный председатель малого
детского жюри. Как подметил Александр Курляндский, «все ходят летние, загорелые.
Один Магитон в брюках, как «человек в футляре». И все дни работает, просматривает,
обсуждает, воспитывает свое детское жюри. Которое потом, даже спустя много
лет, пишет ему трогательные письма». Поясню. Если в большое жюри входят
все отдыхающие в «Артеке», то в малое — по одному-два представителя от
каждого лагеря (всего их десять). Причем попасть в него непросто — желающих
масса. Для них — особый отбор. Например, победа в конкурсе на лучшую кинорецензию.
Малое жюри не только проводит механический подсчет голосов, но и имеет
право присваивать свои специальные награды. Так что на заседаниях кипят
нешуточные страсти, которые «самый юный» на фестивале 75-летний Исаак Магитон
лишь очень деликатно корректирует. Ведь то, насколько бывает жесткой корректура,
он не так давно испытал на себе.
В московском издательстве «Самовар» вышла небольшая, но
прекрасно изданная книга его воспоминаний «Кинопроба», презентация которой
состоялась в «Артеке». Вообще-то, «Самовар» специализируется на детской
литературе, но для Магитона директор издательства Александр Шевченко, сам
заядлый «артековец», сделал исключение, что справедливо.
Так вот, в книге есть любопытное самоинтервью автора. Вот
выдержки из него.
«— Что такое, по-вашему, современный фильм?
— Нет ничего современнее добра.
— Ваши творческие планы?
— Хочу снять сказку. О добре и зле. Чтобы добро победило.
С явным преимуществом. Нокаутом».
Вполне актуальные мысли. Действительно, если нам чего и
не хватает сегодня по-настоящему так это добра. Нетерпимость, раздражительность,
озлобленность порой, кажется, разлиты в воздухе. Кинематографисты, уловив
это, готовы добро отстаивать. Но — любой ценой. Тут уж нокаут покажется
детской забавой.
ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ. ЛУЧШЕ — С ПИСТОЛЕТОМ
Когда я посмотрела фильм «Чек», то была в шоке оттого,
где мне пришлось его увидеть. Признаться, не очень уютно себя чувствуешь,
когда вокруг тебя 10-летние з рители, а на экране их ровесница дог оваривается
с проституткой, чтобы та за 30 баксов прямо на ули це исполнила стриптиз
(положительным героям нужно отвлечь охранника, дабы проникнуть в нужное
им здание). Девица исполняет, и умело. Охранник деморализован. А юные зрители
вокруг меня приходят в такое возбуждение, что вожатому приходится минут
десять их успокаивать. До следующего эпизода. А он покруче будет. Теперь
12-летний мальчик (кстати, по сюжету, страдающий болезнью сердца и нуждающийся
в срочной операции) «мочит» бандитов из пистолета похлеще любого киллера,
взламывает файлы МВД как заправский хакер. Добиться справедливости детям
помогают и некоторые взрослые. Например, некий тайный агент в исполнении
Николая Фоменко вступает в затяжной бой с бандитами, по сравнению с которым
показанное в «Командос» со Шварценеггером — это просто игры на свежем воздухе.
Священник, чтобы помочь юным героям, без тени колебания профессионально
подделывает паспорта. И все это, повторяю, ради торжества добра над злом.
Вот где ласковым словом хочется вспомнить пресловутую американскую политкорректность.
И если это можно показывать детям, то кто мне объяснит, чего нельзя?
Но основной удар поджидал меня в финале. Не фильма. Фестиваля.
Картину «Чек» дети назвали «Самым увлекательным фильмом». Как говорится,
без комментариев.
Впрочем, без них, наверное, не обойтись. И его, между прочим,
дали сами юные зрители. Когда мы встретились с малым детским жюри (в него
входили дети от десяти до шестнадцати лет из Киева и Санкт-Петербурга,
Челябинска и Донецка, Удмуртии и Закарпатья...) и спросили их мнение о
фестивальной программе, то они поначалу нерешительно, а потом весьма откровенно
признались: конечно, некоторые фильмы детям показывать нельзя. «Мы-то уже
привычные, — с обескураживающей наивностью заметил 16-летний паренек, —
но ведь их смотрят и десятилетние». Другой добавил: «Чек» много рекламируют,
потому запрещай не запрещай, на него все равно пойдут. Жаль, что у картины
«Кто, если не мы» такой рекламы нет».
И тут уже вопрос ко взрослым. Не создателям подобных «шедевров»,
не прокатчикам, а тем, кто формирует фестивальную программу. Я понимаю,
детских фильмов сегодня снимается мало, набрать даже семь-восемь свежих
картин — проблема. Но если уж мы не можем оградить детей от чернухи в жизни
и на экране вне фестивальных стен, то, может, хотя бы не будем ее пропагандировать?
К счастью, артековские зрители в результате оказались мудрее
взрослых. В прямом смысле. В категории «Самый мудрый фильм» победила картина
Валерия Приемыхова «Кто, если не мы». Она же названа лучшим фильмом фестиваля.
Это в общем невеселая история о двух современных мальчишках в исполнении
Евгения Крайнова и Артура Смолянинова (последний был удостоен звания «Лучшего
мальчика-актера»), двух заблудших душах, добрых и забавных, живущих в небогатом
московском пригороде и мечтающих разбогатеть. По бестолковости они совершают
кражу. Один оказывается в колонии. Но и у другого на воле дела не больно
хороши. В фильме нет современных кинематографических придумок. Есть — жизнь,
обыденная, обычная, с которой мы сталкиваемся каждый день. Оттого — еще
более пугающая, чем киношные ужастики. Но — не безысходная. Мальчишкам
встречается такая же заблудшая душа — бывший следователь по особо тяжким
преступлениям, ныне редко бывающий трезвым, поскольку оболган и из органов
выдворен. Вот они и спасают друг друга, как умеют и могут. И ощущение фильм
оставляет на редкость светлое.
СКАЗКИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ
Со сказками, которые, как известно, нужны и детям, и взрослым
на фестивале, прямо скажем, было туго. Точнее, она была лишь одна, правда,
на современный лад — «Да здравствует королева!» норвежского режиссера Эсме
Ламмерса, победившая сразу в двух номинациях: «Самый добрый фильм» и «Лучшая
девочка-актриса», которой стала исполнительница главной роли Моник Ван
де Вен. А вот анимационная (единственная на фестивале) картина «Новые бременские»
(режиссер Александр Горленко) на ребят впечатления не произвела. Хотя вроде
бы тоже сказка. Правда, действуют в ней все те же аферисты, рэкетиры, «новые
русские», в которых трансформировались прежние безобидные «злодеи». Ну
какие же это сказочные герои, они как раз вполне реальны и даже дети, похоже,
от них несколько подустали. К тому же стилистика ленты вполне традиционна,
а музыка Геннадия Гладкова, к сожалению, однообразна и малоинтересна.
Но то, что потребность в сказках неизбывна, подтвердил
успех у юной аудитории новой картины Георгия Данелии «Фортуна». Хотя сказкой,
конечно, ее можно назвать весьма условно, как, собственно, все фильмы этого
режиссера. Главную роль, которая была написана специально для него, сыграл
Вахтанг Кикабидзе, который не снимался у Георгия Данелии десять лет. Ради
этой работы режиссер даже на время отказался от своего замысла поставить
картину по мотивам Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей». Вряд ли артековские
зрители об этом знали, но появление на экране Кикабидзе оценили вполне,
назвав его «Лучшим актером». («Лучшей актрисой» стала Анна Синякина за
роль в довольно среднем кино — «Опять надо жить»).
«Фортуна» — незатейливая лирическая история, в которой
практически отсутствуют отрицательные персонажи, а положительные перманентно
творят добро — без надрыва, без криминала, без героизма. Хотя, разве в
наши дни оставаться нормальным добрым человеком не требует героических
усилий? По-моему, это понимают сегодня даже дети.