Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Философ, увековеченный в скульптуре

Об истории создания уникального памятника Григорию Сковороде в Лохвице
12 апреля, 2007 - 19:24

На одной из центральных улиц старинной Лохвицы (Полтавщина), носящей имя Тараса Шевченко, на месте, где по пересказам в школе для «простолюдинов», идя в Харьков, бывал странствующий философ Григорий Сковорода, возвышается памятник, ставший визитной карточкой этого славного казацкого города.

...Шел 1922 год. Приближалась знаменательная дата — 200-летие со дня рождения великого земляка, философа-просветителя Григория Савича Сковороды. Лохвичане готовились к его юбилею. Местный уездисполком тогда возглавлял Степан Луценко (1897—1929) — человек энергичный, инициативный, с большим талантом организатора. С. Луценко много занимался самообразованием, любил художественную литературу. Хорошо владея словом, выступал со статьями в местных газетах. Впоследствии Луценко был выдвинут на должности предсе дателя Роменского окрисполкома, Полтавского губисполкома, а позже — заместителя наркома земельных дел Украины. Если бы ему суждено было дожить до конца печально известных 1930 х годов, его бымогла постичь горькая судьба, как и всю старую большевистскую гвардию, почти всю уничтоженную в период сталинских репрессий. Как человек деятельный, целеустремленный, он развернул с местным активом широкую подготовку к юбилею Г. Сковороды. По его инициативе была создана уездная юбилейная комиссия, которая обратилась в государственные, кооперативные, частные учреждения, ко всем гражданам с тем, чтобы достойно отпраздновать юбилей философа. В обращении комиссии, в частности, подчеркивалось, что ее мероприятия нацелены на то, чтобы «совместно построить памятник, учреждения, музей, библиотеку, которые будут распространять знания среди темных народных масс, о чем беспокоился Сковорода». Уездная юбилейная комиссия объявила конкурс на создание проекта памятника Г. Сковороде. Сначала предполагалось, что это будет бюст философа, который должны были установить в Лохвице на улице Лубенской (сегодня Т. Шевченко). Луценко вынашивал также замысел открыть в городе и педагогический институт, назвав его именем великого земляка. Его осуществить не удалось...

В соседних Ромнах жил и занимался активной культурно-общественной деятельностью Иван Кавалеридзе (1887—1978). Он получил солидное образование в Киевском художественном училище, в Петербургской академии художеств. А пребывание в частной художественной студии Аронса в Париже обогатило знания Кавалеридзе по европейской культуре и, в частности, помогло в овладении модернистскими течениями в скульптуре, которая была основным его творческим пристрастием.

Иван Кавалеридзе был на то время известен в творческом мире как автор памятников княгине Ольге в Киеве (1911), а позднее — Т. Шевченко в Ромнах (1918). Он заявил о себе как талантливый скульптор-новатор, активно откликнувшийся своим многогранным творчеством на общественные процессы в украинском обществе, вызванные революцией.

По словам Кавалеридзе, его еще смолоду привлекали народно-эпические образы, их героические характеры. В вековой борьбе родного народа за свое национальное освобождение он искал и находил то, что пленяло его воображение. Величественные образы, мятежные характеры предстали перед ним настолько реально, что художник видел их воплощенными в камень, бронзу, ожившими на сцене. Уже тогда он делил свою «привязанность» между скульптурой и театром.

Узнав о лохвицком конкурсе на создание памятника Г. Сковороде, И. Кавалеридзе решил участвовать в нем и предложил уездной юбилейной комиссии свой проект статуарной скульптуры народного учителя. Однажды Кавалеридзе сел на поезд и добрался из Ромен до станции Лохвица, которая была в 17 км от тогдашнего уездного центра. Оттуда пешком дошел до города. Здесь ему помогли найти С. Луценко. Внимательно ознакомившись с эскизом будущего памятника Сковороде и высказав некоторые свои мысли, Луценко дал согласие. Сразу начались дни напряженного труда по созданию модели скульптуры, чтобы потом перевести ее в железобетон.

Ряд интересных фактов о работе И. Кавалеридзе над памятником мне удалось узнать у бывшей машинистки Лохвицкой земской управы, а впоследствии уездисполкома Елизаветы Нестеровой. Ее воспоминания я записал летом 1973 года, будучи тогда студентом искусствоведческого факультета Киевского государственного художественного института.

— Степан Кузьмич Луценко был яркой личностью, пользовался большим авторитетом среди жителей уезда, — вспоминала Е. Нестерова. — Еще издалека завидев Степана Кузьмича, люди спешили к нему, чтобы поговорить. Как- то он подозвал меня к себе и сказал: «Елизавета Григорьевна, в Лохвице будет работать скульптор Кавалеридзе из Ромен. Он будет заниматься строительством памятника Сковороде. Не могли бы вы поселить его в вашей хате?»

Семья Нестеровых жила на улице Прилуцкой, в просторном доме из нескольких комнат. Поэтому места хватало. Как рассказала далее Е. Нестерова, как только Кавалеридзе поселился в их доме, он начал работать над гипсовой моделью будущего памятника. А натурщиком попросил быть брата Елизаветы Виктора — ученика местной коммерческой школы (позже студент Харьковского ветеринарного института. Он умер в 1948 году). Скульптору понравилась стройная фигура юноши.

Миновали дни напряженного труда, и модель памятника была готова. Кавалеридзе изобразил Сковороду в реалистических формах. Позже скульптор увлекался кубизмом, воплотив его в памятниках Артему в Бахмуте (сегодня Артемовск, 1923), Т. Шевченко в Полтаве (1925).

После того как модель памятника была утверждена юбилейной комиссией, скульптуру перевели в железобетон.

Наступили торжества. На том месте, где открывали памятник Г. Сковороде 23 декабря 1922 года, собрались тысячи людей, среди которых было немало гостей из соседних уездов, а также из Полтавы, Харькова, Лубен, Киева. Спало белое покрывало, и перед глазами людей предстал Григорий Сковорода. Он как будто остановился на короткий отдых во время своих далеких странствий. Опустился на посох и пристально смотрит вдаль веков. Его лицо излучает мудрое созерцание. За плечами свисает котомка. В ней всегда лежали неразлучная Библия и свирель, на которой в часы отдыха любил играть философ.

Силуэт скульптуры напоминает в чем-то античные статуи. Он выглядит грациозным и вместе с тем монументальным, соответствуя авторскому замыслу показать духовное величие украинского Сократа, притягательную силу его учений и пророческого предвидения. Иван Кавалеридзе изобразил Григория Савича Сковороду босоногим, чтобы подчеркнуть его единение с простым народом, для которого он был учителем-наставником. Странствующий философ, украинский просветитель, поэт, музыкант по сути вел апостольскую жизнь. Как известно, ближе всего по духу среди учеников Иисуса Христа для Сковороды был апостол Павел (самый преданный ученик Спасителя)...

Иван Кавалеридзе вспоминал об открытии памятника: «Люди заполнили всю площадь. У многих в руках были брошюры (очерк о жизненном пути философа написал местный культурно-образовательный деятель Г. Саливон (Тысяченко. — Г.Ш. ), изданные по случаю праздника, открытки с фотографией памятника. После пения «Интернационала» и специально написанного для события «Сковородинского марша» председатель юбилейной комиссии Марченко сделал доклад о выполнении мероприятий по увековечению памяти Сковороды, о том, какое участие в них принимала широкая общественность. Были зачитаны телеграммы, пришедшие из Харькова от академика Д. Багалия, из Полтавы от Института народного образования, губернского музея, научного общества и от других институций»...

Из всех немногих памятников, поставленных Григорию Сковороде в разные годы, лохвицкий считается самым совершенным. Кавалеридзе выбрал удачный вариант пластичной интерпретации образа гениального философа, который навсегда полюбился народу. Памятник чудом сохранился, пережив все беды ХХ столетия. В 1972 году, накануне 250-летия со дня рождения Г. Сковороды, железобетонная скульптура была переведена в бронзу. Новое ее планирование в окружающем пространстве осуществил киевский архитектор В. Майко.

P.S.: 11 апреля в Киевском доме кино состоялись мероприятия по случаю 120 летия выдающегося украинского скульптора, кинорежиссера и драматурга; прошел семинар «Иван Кавалеридзе — основоположник украинского исторического кино»; воспоминаниями делились известные кинематографисты; вниманию зрителей был представлен легендарный фильм «Прометей», где Иван Петрович выступал не только как кинорежиссер, а и как автор сценария.

 

СПРАВКА «Дня»

Иван Петрович Кавалеридзе [14.(26). 04.1887 — 3.12.1978] — известный украинский скульптор, кинорежиссер, драматург. Родился на хуторе Ладанском (теперь Сумская обл.). В 1907—09 гг. учился в Киевском художественном училище, в 1909— 1910 гг. — в Петербургской АН И. Гинцбурга. Потом совершенствовал художественное мастерство в частной студии Аронса в Париже. Среди того, что создал К. — скульптурный портрет Ф. Шаляпина (1909), памятники — княгине Ольге в Киеве (1911; разрушен в 1934), Т. Шевченко в Ромнах (1919), Полтаве (1925), Сумах (1926), Г. Сковороде в Лохвице (Полтавская обл., 1922), Киеве (1977), проект памятника Ярославу Мудрому (1944— 60); композиции «А. Бучма в роли Задорожного» (1954), «Прометей» (1962); «Лев Толстой» (1965) и др.

Деятельность в кино Иван Петрович начал в 1911г. Работал художником, сценаристом и режиссером на Одесской (с 1928) и Киевской (1934—1941) киностудиях. С 1957 — режиссер-постановщик на Киевской киностудии им. А. Довженко. Неоднократно за свое творчество был обвиняем тогдашней властью «в националистическом уклоне». Как кинорежиссер Кавалеридзе поставил фильмы «Ливень» (1929), «Перекоп»(1930), «Колиивщина» (1933), «Прометей» (1936), «Запорожец за Дунаем» (1937), «Григорий Сковорода» (1958), «Гулящая» (1961; по произведению П. Мирного). Автор пьес «Вотанов меч» (1966), «Первая борозда» (1969).

Георгий ШИБАНОВ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ