Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Философия выигрыша

20 июля, 1999 - 00:00

Приятная неожиданность состоит в дешевизне книг этой серии, достигнутой благодаря газетной бумаге, отсутствию иллюстраций, суперобложки и других атрибутов дорогих изданий. Таким образом, эти книги, рассчитанные на читателя-интеллигента, предусматривают теперь и покупателя-интеллигента с соответствующим уровнем доходов.

Когда Хулио Кортасара спросили, как он пишет свои произведения, он сказал: «Я никогда не начинаю писать историй. И как ответ на этот вопрос мог бы процитировать Пикассо: «Я не ищу, я нахожу». Следовательно, я нахожу свои истории». В такой же ситуации (нашли, не ища) оказались и герои романа «Выигрыши» (Los premios), написанного в 1960 году. То, что с ними происходит, напоминает интеллектуализированный вариант романа Агаты Кристи.

Наигранная детективность сюжета держит читателя в напряжении на протяжении всего рассказа, ненавязчиво насыщенного многочисленными литературными и философскими реминисценциями, идеями, дискуссиями, которые постепенно подводят читателя к пониманию кортасаровской метафизики — теории жизни как игры. «Вернемся к понятию игры. Я считаю, что оно является частью современной концепции жизни, лишенной иллюзий и трансцендентности. Ты соглашаешься быть хорошим слоном или хорошей ладьей, ходить по диагонали или рокироваться, только бы спасти короля».

Но и рассказанная Кортасаром история о загадочных выигрышах и таинственном путешествии, в котором герои находят себя и друг друга, открывают относительность вещей, которые казались устоявшимися и неотвратимость того, что понималось как иллюзорность абстрактных категорий, — для читателя тоже захватывающая и познавательная игра. В результате которой, бесспорно, все останутся в выигрыше.

Наталья СНЯДАНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ