Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где купить украинский фильм?

К сожалению, государство этот вопрос не волнует
14 июня, 2005 - 20:44
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Кажется, в нашей стране этот вопрос до сих пор никого не волновал. Нет, в частном смысле, если поставить себе цель купить украинский фильм на видео, это можно сделать в «украиноориентированных» торговых точках, поскольку ООО «Классик-Видео» такую продукцию выпускает. А если не в частном?

Вообще, вопрос надо было бы поставить иначе, а именно: «Как продать украинский фильм?». И поставить давно, поскольку фильм является товаром, и государство, которое выделяет средства на производство фильмов, должно было бы продавать фильмы на кинорынках, продвигать на телеканалы и куда только возможно, лишь бы вернуть израсходованные деньги и на них снимать следующие фильмы. К сожалению, в государстве вопрос этот почему-то никого не волновал. Ни маркетинг, ни рекламу. Дистрибуция не развилась. Поэтому у нас легче «продать» любую бездарность с микрофоном на эстраду, чем отечественный фильм, даже если он имел широкую огласку. Считается, что на украинские фильмы покупателей нет. И повседневная практика телеканалов, которые мы «потребляем» в Украине, практика проката в комфортабельных кинотеатрах в этом убеждает. То есть вопроса как такового не существует.

Но не спешите с категоричными выводами. В последнее время, когда Украиной, а значит и украинским кино, начали интересоваться в других странах, этот вопрос стал острым и актуальным.

Каждый день мы можем услышать из уст наших политиков массу слов об интеграции в Европу. Но все на общих фразах и заканчивается, поскольку, к сожалению, редко речь идет о конкретных государственных мерах, которые бы способствовали такому вхождению. Не секрет, что Украине для реабилитации своего доброго имени не достаточно очаровавшей мир оранжевой революции. Революция только открыла шлюзы, подняла шлагбаум. Теперь дело за реальными шагами и повседневными усилиями. Так как речь идет о государственных интересах, то это должно делать Министерство культуры и туризма, поскольку в этом его функциональное назначение — продвигать украинскую культуру в мире. Но! Кроме невыразительных деклараций, мы пока ничего не дождались. Продвижение продолжает осуществляться на частной инициативе.

Не спорю: чудесно, что у нас есть частная инициатива. Вот только, дорогое наше посторанжевое государство, давайте ее своевременно поддержим!

Отослала Наталья Конончук фильм своего мужа Игоря Стрембицкого в дирекцию Каннского кинофестиваля. Неожиданно получают они сообщение: ваш фильм включен в конкурс. О таком мечтают все кинематографисты мира. Ибо участие в конкурсе — это уже шанс не остаться незамеченным. Твой фильм будет оценивать международное жюри, о нем, не исключено, напишет зарубежная печать, его могут пригласить на другие фестивали... И что услышали молодые украинские кинематографисты, обратившись за помощью к родному Министерству культуры? Вот то-то и оно! Хорошо, что существует структура коммерческая, которая ориентируется в таких вещах лучше. Студия «1+1» и профинансировала поездку Игоря и Наташи в Канны. Что было там — все знают.

Сегодня, кроме разнообразных фестивалей, распространена еще одна форма взаимопознания стран и народов. В прошлом году украинцы знакомились с Польшей, 2005-й год стал «Годом Украины в Польше». В Варшаве состоялось торжественное открытие, замечательный концерт. Правда, программы Года трудно найти не только в Украине, но и в Польше. И в Польше живет немало украинцев, многие из них работают в разных важных областях. Один из них — Андрей Ворхол — на телеканале «Культура» Польского телевидения. Он и инициировал на «Культуре» «Украинский день». Замечательная идея! Ведь телеаудитория массовая. Конечно, самым интересным для польского зрителя может быть знакомство с украинцами в живом эфире, их мысли по разным основополагающим вопросам. Что и было сделано: зрители увидели интересную дискуссию «Украинцы, кто мы?», в которой приняли участие писательница Оксана Забужко, руководитель Центра современного искусства при НАУКМА Ежи Онух, переводчик Юрий Прохасько и историк Андрей Портнов. А еще в программе было украинское кино. Андрей Ворхол обратился ко мне за консультацией, и я порекомендовала ему самые новые и интересные украинские фильмы, которые уже получили признание на фестивалях.

Но с началом практического воплощения проекта начались проблемы. На Польском телевидении существует специальная служба, занимающаяся покупкой прав показа фильмов. Покупают фильмы в разных странах, и этим занимаются компетентные люди, знакомые с международными соглашениями в сфере аудиовизуальных искусств. Но в случае с Украиной их компетентность им мало помогла. Они столкнулись с непреодолимой трудностью. Запланированные к показу украинские фильмы производились либо полностью на государственные средства, либо с большей частью государственного финансирования. Тем не менее это вовсе не означало, что правами на них владеет Министерство культуры. Наоборот, права имели либо студии, либо другие структуры. Не все поиски владельцев прав увенчались успехом. Но если полякам даже удавалось этих владельцев найти, возникали новые проблемы. Например, студия «Контакт» на запрос о желании купить фильм Сергея Маслобойщикова «От Булгакова», ответила, что фильмы продает только в пакете. «Но нам не нужен пакет. Нам нужен конкретный фильм». Ничего не вышло.

Не удалось договориться и со студией «Западно-Европейский институт». Впечатление такое, что у них большая очередь на фильм «Мамай», поскольку когда польская сторона назвала свою цену, там ответили, что она им не подходит.

Канал «Культура» вынужден был несколько раз откладывать дату «Украинского дня». В конце концов, он был назначен на 4 июня, и программа была составлена: анимационные ленты «Шел трамвай №9», «Как казаки в хоккей играли», «А у нашего Емелюшки...», игровой «Друг покойника» и документальный «Киномания». Фильм совместного французско-украинского производства «Друг покойника» показывали в свое время в Каннах в программе «Двухнедельник кинорежиссеров». Жаль только, что выпущен он еще в 1997 году, и некоторые затронутые там проблемы осталась в своем времени. Кроме того, в Украине за это время появилось несколько действительно национально идентичных произведений. Но...

Перипетии на этом не кончились. Когда я приехала в Варшаву, чтобы комментировать эти фильмы, мне сообщили, что «Трамвай» не смогут показать: не соответствует техническое качество. Им присылали несколько копий — и на видео, и на DVD, и все равно качество не удовлетворило. Претензии к техническому качеству касались не только этой ленты. Очевидно, в Украине все так привыкли к некачественной пиратской продукции, что даже специалисты занижают требования к качеству записи фильма на носителях. «Украинский день» стоил нам не только материальных затрат, — объясняет Андрей Ворхол, — но и моральных. Трудно с Украиной договариваться, находить контакты. Хотелось бы еще проводить такие дни, но не знаю, пойдет ли наше руководство на это». И я его понимаю.

Все зависит от нас. Появится ли в государственной структуре дистрибьюторская служба? Ведь это важная профессия. Если у нас негде готовить специалистов, почему бы тому же Министерству не послать на стажировку специалиста в Польшу? Но нельзя терять ни единого дня, пока мы еще интересны миру!

Крик души профессионального зрителя украинского кино на этом не закончился. Я контактирую с Украинским киноклубом в Колумбийском университете (США, Нью-Йорк). Его руководитель Юрий Шевчук — автор нашего журнала «Кино— Театр» — также не раз обращался ко мне: помогите организовать продажу украинских фильмов. После того как он показал «Мамая», «Пересохшую землю», «Киноманию» и другие украинские фильмы в своем киноклубе, к нему обращаются как частные лица, так и коммерческие структуры с вопросом, где можно приобрести эти фильмы? Я направила Юрия Шевчука в Министерство культуры. Говорят, что договорились о сотрудничестве. Дай Бог!

Если блокируются украинские фильмы в Украине — причем сознательно и методически, так как в этом целенаправленном процессе задействованы коммерческие печатные органы, ругающие их, коммерческие каналы, которые их «в упор не видят», то почему не показывать их заинтересованной аудитории за границей? Поскольку у нас есть украинские фильмы, и их хотят видеть зрители.

Лариса БРЮХОВЕЦКАЯ, журнал «Кино—Театр», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ