12 декабря издательство «Факт» провело социально-творческую акцию «Педагогика на баррикадах». В зале Дома актера присутствовали писатели и общественные деятели, журналисты, представители социальных фондов и учителя, но ни одного чиновника из Министерства образования обнаружить не удалось. Вызов прозвучал и... потерялся в эфире?
На вопрос, почему именно книга «Возвращение потерянной геометрии» стала информационным поводом для обсуждения моральных аспектов педагогики, главный редактор издательства «Факт» Л.П. Финкельштейн ответил: «Это первая украинская книга по геометрии. Именно «первая украинская», ибо подобные книги на украинском языке выходили, но это были или переиздания российских учебников, или книги, которые не ставили своей целью становление именно украинской педагогической школы. Вообще-то говоря, украинская школа методики преподавания существовала в советские времена, но тогда об этом никто не говорил вслух. И закономерно то, что основать ее в независимой Украине выпало именно Исааку Аркадьевичу Кушниру, педагогу с мировым именем, гениальному геометру, чья первая книга вышла в 1991 году, за несколько месяцев до провозглашения независимости.
То, что книга, очерчивающая моральные, этические, профессиональные или, одним словом, идейные границы образования, посвящена именно геометрии, объясняется обособленностью, выделенностью геометрии как среди других наук в целом, так и среди наук, изучаемых в школе. Школьная, Эвклидова, или классическая, геометрия является совершенной в своей законченности. Т.е. имеет определенный, сравнительно небольшой набор теорем и определений, владея которым, кто-либо — от школьника до академика — может делать открытия, изобретения, побеждать в честной борьбе независимо от разницы в опыте и наличия высшего образования у соперников. Поэтому геометрию можно рассматривать как макет науки, на примере которой можно изучать довольно сложные закономерности, в том числе и профессионального обучения».
Выступление господина Финкельштейна было самой сдержанной частью вечера. Последовавший за ним спектакль, сыгранный студентами Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, ошеломил не столько неожиданностью мыслей, произносимых со сцены, сколько неистовостью эмоций и тем, что никогда еще со сцены не говорили о таком. Ну действительно, кто сегодня не знает, что «...вся педагогика нашей школы построена на принципе: «Как учить детей, которые не хотят учиться?». И совсем не говорится и не думается о тех... кто хочет! хочет учиться!!!». Или, еще круче: «Школа — кузница массовой лжи! Она не правдива в своем главном принципе: ее заканчивают люди, которые не хотят учиться! Их учат люди, которые не хотят учить! Изображая любовь и послушность — дети мечтают вырваться из нее». Довольно знакомые вещи, ведь почти все тем или иным образом связаны со школой — кто-то имеет детей-школьников, кто-то еще помнит собственные школьные годы. Но произнесенные при такой уважаемой аудитории, да еще и с определенным юношеским максимализмом, до боли знакомые тезисы приобрели совсем другой социальный вес.
К тому же организаторов нельзя было упрекнуть в пустословии. Ведь главный герой — Исаак Аркадьевич Кушнир — педагог не только с мировым именем, но и с более чем сорокалетним опытом работы в школе. Т.е. в проблемах современного образования он прекрасно разбирается.
Пиковый в подобных случаях контраргумент: «А вы лично что делаете для исправления существующего положения?» здесь не срабатывает. Ведь каждый мог убедиться, пощупать «вещественные доказательства» причастности издательства к делу образования. Но образования не в смысле государственной системы, а в его наивысшем качестве — орудия перестройки личности, сохранения и развития интеллекта. Как раз к государственному, освященному министерским грифом перечню книжек «Нескучные учебники» издательство «Факт» никакого отношения не имеет, так же как и презентованная книга «Возвращение потерянной геометрии». Все-таки невыгодно делать плохие книги, не имея на них госзаказа.
Проблема очерчена. Призыв на баррикады — это, бесспорно, не призыв к свержению существующего строя. Скорее, призыв к партизанской войне. Собственными силами, узнавая друг друга по моральным качествам, не пропуская случая сказать вслух или с газетной страницы, или со страницы книги, или с экрана о том, что образование погибает и его нужно спасать. Слишком напыщенно? А не довольно ли убогости, господа?!