Интересное стечение обстоятельств: в 2006-м в драме «Смерть Супермена» Бен Аффлек сыграл угасающую голливудскую звезду, некогда прославившуюся благодаря главной роли в сериале о Супермене. Однако все попытки создать более глубокий образ превращались в профессиональное и жизненное фиаско.
Проходит ровно десять лет, и Аффлек играет Бэтмена в противоборстве с тем же Суперменом.
Впрочем, если кто-то собирается на новый фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», чтобы посмотреть эффектный поединок мрачного мачо в маске летучей мыши с красавчиком в красном плаще, то поспешу разочаровать: стычка действительно состоится, но продлится недолго, новыми революционными трюками не потешит и на сюжет никак не повлияет.
Это, наверное, судьба всех кроссоверов (то есть фильмов, где сталкиваются супергерои из разных миров): ожидания зрителей они оправдывают очень редко. «На заре справедливости» исключением не стал: сюжет здесь рассыпается, спецэффекты кажутся словно извлеченными из запыленного архива, а убедительная актерская работа ровно одна, и, как часто бывает, это именно злодей — в исполнении номинанта на «Оскара» Джесси Айзенберга (его семья, кстати, частично происходит из Украины). С остальными знаменитостями, задействованными в кадре, к сожалению, не сложилось — совершенно плоские и невыразительные.
Но могло ли бы быть иначе?
Когда в 1930-х гг. ньюйоркцы Боб Кейн и Билл Фингер придумывали название для города, где живет герой их комикса Бэтмен, они подбирали самые разные варианты, пока Фингер не увидел в телефонной книге название фирмы «Готэмские ювелиры»: «Это он — Готэм-сити. Мы не назвали его Нью-Йорком, потому что хотели, чтобы каждый мог ассоциировать его со своим собственным городом. Конечно, Готэм — другое название Нью-Йорка». Один из первых издателей комикса о Бэтмене отметил, что Готэм — темная сторона Нью-Йорка — это Манхэттен ниже 14-й улицы в три ночи, 28 ноября, в холодную пору; в то же время, например, Метрополис Супермена — это Манхэттен между 14-й и 110-й улицами в солнечный июльский день.
Это полушутливое наблюдение важно, если говорить о фильмах, комиксах и вообще всей визуальной продукции, связанной с двумя самыми старыми и самыми популярными героями масскульта. Супермен и Бэтмен хоть и созданы художниками одной компании DC, но имеют совершенно разные модусы бытования. Первому все его невероятные свойства даны от рождения в комплекте с неотъемлемым красным плащом. По сути, Супермен является воплощением величайших детских грез, скажем, об умении летать или о способности сдвигать с места скалы. А вот Бэтмен — это прежде всего человек. Он уязвим, он сделал себя сам, и уже в этом является более взрослым персонажем, если здесь можно говорить о взрослости; в мире Летучей Мыши добро и зло не всегда однозначны. В конце концов, именно в «бэтмениаде» появился «Темный рыцарь» (2008), в котором авторам удалось невероятное: непротиворечиво соединить комикс и пессимистическую криминальную сагу. С любым сюжетом о Супермене представить такое невозможно.
Однако продюсеры все же смешали эти два несовместимых мира. И получили вполне предсказуемый результат: в прокате — кучу денег, а с точки зрения художественного качества — провальный трэш.
Кому что дороже.