Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Соловьяненко завершает 79-й сезон могучим аккордом — премьерой оперы Джакомо Пуччини «Турандот» (либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони). Это произведение итальянского классика впервые поставлено на донецкой сцене. Премьера прошла с аншлагом!
Не каждый творческий коллектив берется за постановку этой оперы. «Турандот» можно назвать итогом творческой жизни композитора. «Это произведение сам Пуччини ценил больше всех своих опер, а критика его называет «своеобразной энциклопедией музыкального мастерства», — подчеркнул директор Донецкого театра Василий РЯБЕНЬКИЙ. — Каждый театр, если у него есть творческие амбиции, высокий профессиональный потенциал, имеет честь обратиться к произведению, которое стало последним взлетом гениального композитора. А главный дирижер Василий ВАСИЛЕНКО добавил: «Музыка Пуччини — целый космос! Музыкальный язык оперы «Турандот» достаточно сложен и рельефен, насквозь пронизан бурными вспышками кульминаций. Арии и лирические ариозо чередуются с могучим звучанием хора и насыщенными оркестровыми эпизодами, а вокальные партии главных героев требуют высокой профессиональной выучки певцов». Постановщики решили рядом с ведущими певцами театра — Татьяной Плехановой (Принцесса Турандот), Петром Лабатым (Альтоум), Юрием Алексейчуком (Тимур), Анатолием Ворониным (Мандарин), пригласить известную японскую певицу Мики Мори (Лиу) и выпускника Тбилисской государственной консерватории, а ныне испанского тенора Георгия Меладзе (Калаф). Кстати, насладиться пением Мики Мори и Георгия Меладзе донецкие зрители смогли благодаря испанской компании «Concerlirica», которую возглавляет Леонор Гаго.
Певицу Мики Мори донецкие знатоки оперы слушали уже не первый раз. На VІІ Международном фестивале оперного искусства «Золотая корона» она с огромным успехом дебютировала с партией Чио-чио-сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Что же касается тенора Георгия Меладзе, то весной этого года на Международном музыкальном фестивале в Испании он дебютировал с Донецким национальным академическим театром оперы и балета, исполнив партию Радамеса в опере Джузеппе Верди «Аида». Искусно объединив работу всех подразделений театра — солистов, хора и симфонического оркестра, маэстро Василенко особое внимание уделил работе с оркестром, ведь оркестр в этой опере — один из персонажей, который охватывает всю сложную драматургию, тонко подчеркивает звучание каждого певца оперы, в которой нет ни одного второстепенного персонажа. К участию в постановке оперы был приглашен известный российский режиссер Александр Лебедев из Санкт-Петербурга, который сумел очень точно расставить сценические акценты. Коллектив театра не пошел проторенными путями, а разработал свою оригинальную режиссерско-сценографическую концепцию спектакля. Постановка получилась яркой, гармоничной, исполненной глубокими чувствами и пронизанной особенной энергетикой, которые проникновенно передали певцы почитателям оперы своим искусным пением и талантливой актерскойигрой.
Оригинальное художественное оформление сцены разработали харьковчане — сценограф Надежда Швец, а костюмы — Сергей Чепур. Перед зрителями открывается панорама загадочного Востока, мы оказываемся в садах императора, под стенами Пекина. Драма сильных страстей — любви и жестокости, самопожертвования и благородства — разворачивается на колоритном фоне восточного великолепия и сказочности, которые интригуют, пленяют, захватывают. Присутствующие в зале будто переносятся в атмосферу экзотичного Китая и императорского двора. Из пасти огромного дракона выходит Турандот, ее царственное величие подчеркивает роскошное сине- золотое платье, расшитое китайскими узорами.
Блестяще воплотила образ Турандот певица Татьяна Плеханова (сопрано), ее осанка, мимика, жесты, взгляд и непревзойденный вокал способствовали этому. Она создала образ принцессы не столько жестокой, а сколько зависимой от обстоятельств, принципиальной женщины, которая мстит за свою прабабушку: когда-то ее похитил, обесчестил и жестоко убил чужеземец. За это Турандот пытается отплатить всему мужскому роду. Квинтэссенцией драматичных событий становится встреча Турандот и Калафа. Георгий Меладзе (тенор) создает образ благородного и чистого юноши, который с первого взгляда влюбляется в холодную принцессу.
Неповторимый драматичный диалог Турандот и Калафа никого не смог оставить равнодушным; короткие декламационные фразы острого мелодичного рисунка, которые напряженно звучат в высоком регистре, передают шквал чувств и страстей героев; каждую строфу оттеняют реплики хора. Проницательное и волнующее ариозо Турандот «О, повелитель, сын неба» отражает растерянность героини — по-видимому, в ее душе уже проснулись первые ростки любви. Калаф отвечает светлой и искренней мелодией любви. В конце дуэта их голоса сплетаются в словесном поединке: «Загадок будет три —смерть одна!» — пророчит Турандот. «Загадок будет три — жизнь одна!» — оптимистично отвечает Калаф, чем вызывает уважение и глубокое сопереживание зрителей.
Мики Мори, известную до сих пор как самую чувствительную, самую утонченную и проникновенную Мадам Баттерфляй мира, после премьеры в Донецке можно считать непревзойденной Лиу. Тонко и проникновенно выразила японская певица чистую любовь, глубокий драматизм сцены самопожертвования ради Калафа. Неповторимое сопрано Мики Мори, нежное, мелодичное, но исполненное решительности и силы пение Лиу, которое переходит в оплакивание хора, — проникало в самую душу, вызывало сочувствие и боль! После арии Лиу «Ax, сердце в лед ты заковала» зал театра просто замер очарованный, никто не осмеливался нарушить напряженную тишину аплодисментами.
Отдельным персонажем в опере «Турандот» Джакомо Пуччини вывел хор, который очень обогащает музыкальное оформление постановки. Певцы хора, словно драгоценным металлом, украсили партии каждого артиста, акцентировали внимание на трагедийности моментов: мелодия печали хора народа в момент казни персидского принца; хор ожидания Турандот; исполненное печали ариозо Калафа «Не плач, моя Лиу» также подхватывает и усиливает хор. Можно констатировать, что хор Донецкого театра под руководством Людмилы Стрельцовой с честью справился со своей творческой задачей.
Спектакль «Турандот» — настоящий подарок почитателям оперы. Трижды в год Донецкая опера приглашает публику на премьеру. И каждая новая работа становится событием! Так было с оперой Данькевича «Богдан Хмельницкий», с шедевром Джузеппе Верди оперой-буфф «Фальстаф» и новой постановкой «Ромео и Джульетты», посвященной 120-летнему юбилею нашего гениального земляка Сергея Прокофьева, а также романтично окрыленным стал балет «Лесная песня» Михаила Скорульского... Что же касается «Турандот», то испанский продюсер Леонор Гаго сказала, что эту постановку можно предлагать самым престижным театрам мира. А украинские почитатели оперы смогут увидеть спектакль 16 июня.