Плодотворная работа Центра Довженко, которая проводится под руководством его генерального директора Ивана КОЗЛЕНКО и его команды, вызывает любопытство у профессионалов, киноманов и театралов. Творческая жизнь там бурлит, а Центр меняется на глазах.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
— Иван, прошлогодние «Немые ночи», хоть и прошли не в полном объеме, показали, что недаром фестиваль изменил географию. Какие планы на «полный метр» в этом году?
— Если в прошлом году «Немые ночи 7Ѕ» были своего рода «отголоском» одесской программы «Немых ночей» 2016 года, то в этом году — все наоборот. В Киеве состоится широкая и пестрая программа, в Одессе — будут показаны «сливки» из нее. Поэтому субназвание фестиваля «Возвращение» означает также возвращение его в Одессу, теперь уже как отголосок киевской основной программы. Тогда, в 2010-м, мы осуществили первую попытку возвращения в тело украинской культуры забытых имен украинских кинематографистов-эмигрантов, звезд мирового кино в свое время: Анны Стен (Анна Фисак), Ежена Деслава (Евгения Слабченко), Майи Дерен (Элеоноры Деренковской) и Григория Хмары. Программа нынешнего фестиваля, как и первого, вращается вокруг этого «репатриационного» концепта.
— Какие имена сегодня возвращаете в Украину?
— Нам удалось вернуть в Украину несколько знаковых фильмов, некоторые из которых до сих пор считались потерянными. Поэтому программа «Немых ночей-2018» составлена сплошь из таких уникальных находок. В первую очередь это два самых больших наших кинооткрытия последних двух лет: один из первых украинских научно-популярных фильмов «Человек и обезьяна» (режиссер Андрей Винницкий, 1930), в прошлом году найденный нашими научными работниками в японском киноархиве, и находка 2015 года — сатирическая комедия ученика Леся Курбаса Ханана Шмаина «Свиньи всегда свиньи» (также — «Станция «Пупки», 1930).
Очень интересен «репатриационный блок», в рамках которого мы возвращаем в Украину имена двух выдающихся европейских киномастеров: Ксении Десни (Оксаны Десницкой), Владимира Стрижевского (Радченко) и Александра Гранаха. Киевлянка Десни была большой звездой немецкого киногиганта UFA в 1922—1926 годах, дебютировала в кино в экранизации Винниченковой драмы «Черная пантера и белый медведь» в 1921 году и играла в фильме-дебюте Марлен Дитрих, где та появляется на экране всего на несколько секунд. Фильм с ее участием «Башня молчания» (1926) — олицетворение специфического мировоззрения 1920-х с его утопической верой в будущее, великие открытия, романтикой приключений и тревожным мистицизмом. «Адъютант царя» (1929) екатеринославца Стрижевского с очаровательным Иваном Мозжухиным в главной роли — совсем другое, легкое, авантюрное и романтическое кино, преисполненное большой иронии и лирики. Одну из важных ролей в фильме сыграл галичанин Александр Гранах, в будущем — великий актер Голливуда.
Также в программе — недавно найденная немая лирическая комедия классика британского кино Энтони Асквита «Подземка» (1928), шедевр немого кино «Ветер» (1928) Виктора Шестрема с прекрасной Лилиан Гиш в главной роли и талантливая работа Арнольда Кордюма «Ветер с порогов» (1929) с Николаем Садовским в главной роли, повествующая о личной драме старого лоцмана, который не может пережить уничтожение днепровских порогов в результате строительства ДнепроГЭСа.
— Живая музыка с самого начала является составной частью фестивального концепта, кто и откуда нынешние музыканты?
— Фильмы будут озвучивать известные украинские группы: солист группы «Хаммерман Уничтожает Вирусы» Алберт Цукренко, Ptakh Jung, Sed Contra Ensemble, Supremus, Роман Вишневский и замечательный одесский квинтет Artokrats.
— Фонд Довженко традиционно проводит интересные образовательные программы. Будет ли что-то подобное в рамках «Немых ночей»?
— В настоящее время мы положили начало образовательной программе «Городские симфонии: экспериментальная киноурбанистика 1920-х», и детской экскурсионной программе «Сдай ребенка в фильмфонд», — обе они бесплатные.
ПЕРЕЗАПУСК
— Хотя несколько месяцев назад Центр в полном объеме отчитывался о своей деятельности, время бежит быстро, да и вы не стоите на месте. Какие есть новые достижения? Кто помогает, кто или что мешает?
— Ох! Мешает глупость и абсурдизм государственной системы. Но пока мы с этим справляемся. Жаль только времени, которое можно было бы потратить на более полезные и важные вещи. Из достижений последних месяцев — открытие цифровой реставрационной лаборатории, благодаря которой мы можем теперь осуществлять полный комплекс работ по оцифровке фильмов. Это для нас очень важно как для киноархива и открывает новые перспективы для международной дистрибуции украинской киноклассики.
— Каких новых локаций ожидать киевлянам от Центра?
— Важнейшее достижение можно будет увидеть именно во время «Немых ночей». 28 июня программой «Городские симфонии» мы осуществим своеобразный перезапуск нашего нового публичного пространства: центрального лобби Довженко-центра, в котором прямо сейчас идут ремонтные работы. Это будет большой оупен-спейс с книжными магазинами, кафе и вспомогательной инфраструктурой. Короче, 1000 квадратных метров для отдыха и приятных встреч. Мы верим, что именно он станет любимым местом встреч для наших гостей и посетителей. В августе реконструкция лобби завершится также открытием нового крыльца центрального фасада здания. Ну а в октябре-ноябре выставкой «ВУФКУ: Lost & Found» наконец откроется давно ожидаемый Музей кино.
— Много споров было вокруг созданного в здании Фонда нового театрального зала — «Сцена 6», которая интересовала зрителей своими премьерами. Что можно ожидать театралам в этом году?
— «Сцена 6» — наш общий с ГО «Шестой этаж» проект по созданию площадки для устойчивого развития современного театра в Украине — последние полгода переживал трансформации. «Сцена 6» предоставляет технически оснащенную театральную площадку для презентации нового театрального контента и проводит проекты, призванные способствовать его оформлению и производству. Такие, например, как совместный с Британским советом в Украине мини-фестиваль новой британской драмы Taking The Stage, который мы проводим уже два года подряд. Буквально неделю назад состоялся основанный Довженко-центром проект ДУСТ — Дни украинского современного театра и танца, который мы собираемся сделать регулярным. Короче, «Сцена 6» с осени должна снова стать наиболее интересной театральной экспериментальной площадкой Киева. А пока, как везде в Центре, там идет ремонт, который завершится открытием «Сцены 6» в абсолютно новом, модернизированном виде.
— Фонд активно участвовал в недавно прошедшем «Книжном Арсенале». Как оцениваете проведенную работу?
— Под «Книжный Арсенал» мы издали очень важный сборник «Михаїл Кауфман: Українська дилогія», где под одной обложкой собраны отреставрированные фильмы Михаила Кауфмана «Весной» (1929) и недавно найденный «Небывалый поход» (1931) с новым музыкальным сопровождением талантливых композиторов Александра Кохановского и Антона Байбакова, научным комментарием Станислава Цалика и Людмилы Гриневич, а также — подшивка всех архивных документов, касающихся создания фильмов. Наиболее интересные из них, конечно, — это протоколы обсуждений лент приемными и цензурными комиссиями, выводы которых, очевидно, и привели к их запрету в 1930-х. Именно момент морального перелома, когда, сознавая последствия, некоторые цензоры не чурались обвинять мастеров в «буржуазном национализме» и других «грехах», за которые в 1930-х многие уже заплатили жизнью, мы обсудили во время презентации книги с Оксаной Забужко, которая издала в своем издательстве «Комора» очень созвучные и невероятно важные исследования — впервые переведенную на украинский докторскую работу Джеймса Мейса «Комунізм та дилеми національного визволення: національний комунізм у радянській Україні, 1918—1933).
Также наконец вышел в свет украинский перевод работы канадского исследователя Богдана Небесьо «Німа кінотрилогія Олександра Довженка», которая подает необычный для нас — западный — взгляд на творчество кинорежиссера. Это очень важный для нас проект, который, надеемся, поспособствует настоящему изучению творчества Довженко, а не его слепой и критической канонизации.
ШАГ ЗА ШАГОМ
— Чего ждать нашей культуре в сложившейся ситуации?
— Порой — и все чаще — впадаю в отчаяние от того, как медленно все меняется в Украине, в частности в сфере культуры, как сопротивляется изменениям старая постсоветская система малообразованных бюрократов и бездарных управленцев. В такие моменты трудно найти в себе силы продолжать работу. Но это наш бой, наша война, и время в широком смысле — на нашей стороне. Поэтому я стараюсь чаще вспоминать, как стремительно и буйно растут новые культурные проекты, как бесстрашно включаются молодые, хорошо образованные и открытые к переменам люди в культурный менеджмент, как просто им удается то, что другим часто кажется невозможным, и как много интересных проектов придется пропускать, потому что на все просто не хватает времени. Несколько лет назад мы могли только мечтать о таком, сегодня это — норма.