Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гобелены, нарисованные нитями

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка произведений известной украинской художницы Ольги Пилюгиной «Избранный путь»
26 февраля, 2020 - 10:42

Это событие стало началом большого музейного проекта, который в мае будет представлять творчество художников и мастеров Полтавщины.

Шестнадцать гобеленов мастерицы, которые в 2014—2019 годах были признаны лучшими на Всеукраинских выставках-конкурсах «Лучшее произведение года», сейчас украшают музейную экспозицию. Это ковры «Гетманский», «Казацкий», «Благосостояние», «Звездный», «Цветущая семья» — большие современные тематические художественные произведения, которые давно вышли за рамки прикладных вещей.

Кроме того, есть и новые наработки решетиловской рукодельницы — «Верность», «Василиса», «Окрыленные любовью». Это порожденные настроением произведения-размышления на темы любви, стремления человеческой души к свету, любви к родному краю. Любимый образ — птицы, которые символизируют легкость человеческой души по определению автора.

СВЯЗЬ С ПРЕДКАМИ

Художница также рассказала, что на создание части работ ее вдохновляли полтавские, решетиловские ковры, в частности произведения ее отца — Евгения Пилюгина и Надежды Бабенко, известного мастера коврового искусства из Решетиловки. Также есть произведения, выполненные в собственном стиле, созданные на основе лучших образцов украинского казацкого барокко.

Началом этого направления, которое впоследствии переросло в целую серию «Ковровая Украина», стал ковер «Гетманский». Он был создан на грант Президента Украины и хранится в постоянной экспозиции в Национальном союзе мастеров народного искусства Украины, где встречает гостей, как и сейчас на выставке в музее.

«Я не консервирую то, что было создано раньше. Я беру лучшее и пропускаю через себя. В основе многих композиций вечный символ рода — «Дерево жизни». Оно прорастает из глубины веков в настоящее. Это связь с нашими предками, нашими крепкими корнями», — отмечает мастер.

Это первая выставка Ольги Пилюгиной в стенах этого музея. И, как признается пани Ольга, для нее большая честь, что ее произведения экспонируются рядом с лучшими образцами украинского ковроткачества. «Я считаю, что в этом музее собрана лучшая из коллекций украинского традиционного декоративного искусства. Произведения этого музейного сборника также вдохновляли меня в работе», — подчеркивает она.

СВЯЩЕННОЕ МЕСТО

За 25 лет творческой жизни художница стала автором свыше 100 произведений, а имя ее внесено в Национальный реестр невещественного культурного наследия Украины как носителя элемента «Традиция растительного ковроткачества поселка Решетиловка Решетиловского района Полтавской области», который готовится к внесению в репрезентативный список элементов НКС UNESCO.

Чтобы достичь такого результата, мастер работает по двенадцать часов в день. «Прихожу утром в мастерскую и хочу сделать как можно больше», — признается она. — Могу сделать только перерыв на чай или легкий перекус.  У меня много идей, поэтому хочу их реализовать».

Такой же была еще с детства — терпеливая, спокойная и сосредоточенная, как говорит о себе сейчас успешная ткачиха. А еще работящая и талантливая, как и вся удивительная семья, которая насчитывает четырнадцать художников (и это только ближайших родственников!).

«Олечку помню еще девочкой», — рассказывает народный художник Украины Владимир Прядка. — Вся ее комната была в рисунках. Колоссальная работоспособность была заложена еще с детства. Потому что родители у нее — поразительные художники. Отец — композитор ковроткачества. Мать — гениальная вышивальщица.

И родилась она в Решетиловке — священном месте. Село красивое, удивительные дома. Заглядываешь в дом — все в рушниках. А главное, что там сохранились традиции и мастера. Ведь сейчас во многих местах закрылись предприятия художественных изделий, которых в советское время было более 20, а 20 тысяч мастеров были гордостью нашей нации», — отмечает художник.

Продолжать дело династии Пилюгиных тоже есть кому. Одиннадцатилетний сын Ольги тоже уже умеет ткать и хорошо рисует. Как отмечает мама, мальчик увлекается техникой, но уже умеет ткать, имеет хорошее чувство цвета, гармонии, красоты и имеет художественный вкус.

СТО ОТТЕНКОВ СИНЕГО

Для воплощения многих идей Ольга Пилюгина работает с несколькими работами одновременно: красит нити, делает эскизы, ткет. Такую смену занятий считает отдыхом. Хотя все этапы рождения художественного произведения достаточно сложны и каждая работа рождается долго — от нескольких месяцев до года. Но мастер настолько увлечена своим делом, что не чувствует ни усталости, ни течения времени. «Я рисую нитями», — говорит она. — Потому что для меня этот материал теплый и родной».

Все ее гобелены выполнены из чистой шерсти в технике двустороннего гладкого ткачества. Узелков нет. Нити держатся в результате трения и того, что они хорошо сбиты, — объясняет пани Ольга.

Когда-то Решетиловский регион на Полтавщине славился своими овцами, а значит, был и местный материал для ткачества. Сегодня автор использует как отечественные, так и зарубежные нити разной фактуры: гладкие или пушистые, тонкорунные или грубые. Единственное условие, чтобы шерсть была стопроцентная, без разных примесей. Хотя, как отмечает мастер, сейчас найти нити такого качества нелегко.

А красит пряжу собственноручно. Сначала этим вопросом занимался отец, но со временем научил дочку всем премудростям этого нелегкого дела, в котором есть много нюансов.

«Нужно чувствовать цвет, знать, как смешивать красители, чтобы достичь нужного оттенка. В день можно покрасить только 5—6 оттенков. Есть произведения, в которых я специально ограничиваю цветовую гаму — до десяти оттенков. А есть работы, в которых может быть их и триста. Бывает, что в одном ковре только синего цвета —  сто оттенков! Мне нравятся цветные переливы», — замечает мастер.

По ее мнению, все процессы от начала и до окончания работы — это творчество. «Когда рождается идея — это одно. В эскизе идея приобретает образы. Когда появляется рисунок в полный размер, работа еще обрастает деталями. А когда я начинаю работать в материале, то там еще больше нюансов. В красках я рисую одно, а в нитях — это другое. Ведь нити по-другому отражают свет, у них другая фактура», — делится своим опытом художница.

СИЯЮЩИЕ ГЛАЗА

По окончании Национального университета «Полтавская политехника имени Юрия Кондратюка» она десять лет преподавала в Полтавской художественной школе. Потом учила детей декоративному искусству в своей мастерской. С этого года преподает в университете, в котором училась сама, на кафедре изобразительного и декоративного искусства, преподает художественный текстиль и цветоведение.

Наследуя пример родителей, которые преподавали в Решетиловском художественном училище много лет, Ольга Пилюгина считает естественным передавать свои знания молодежи.

ФАНАТЫ ИЗ ХАРЬКОВА

«Выставка просто поразительная. Яркие, сказочные работы. Давно не видела гобелены такого качества», — делится впечатлениями Анна Скорик, которая специально приехала из Харькова на открытие выставки любимой художницы.

«С творчеством автора гобеленов я знакома уже год. Все началось с того, что я в Решетиловку привезла из Харькова туристическую группу. Нам очень повезло, что мы попали в мастерскую Ольги, где увидели весь творческий процесс создания ковра. С того времени в Харькове появилась группа фанатов художницы.

Это люди абсолютно разных профессий, возраста. Они патриотически ориентированы и им нравится путешествовать по Украине и открывать для себя маленькие местечки и поселки и черпать там народную культуру.

То, что создала Оля, — это современные, яркие образы, которые интересны людям уже нового поколения, молодежи. Эти произведения не могут оставить безразличными никого», — подчеркнула организатор группы симпатиков Ольги Пилюгиной Ольга Скорик.

Для всех, кто также имеет желание познакомиться с творчеством самобытного мастера из Решетиловки, выставка будет работать в Национальном музее украинского народного декоративного искусства до 1 марта.

Марина МАРЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ