Британский режиссер Денни Бойл давно завоевал статус культового. В первую очередь, очевидно, из-за того, что умеет находить эффектную форму для любых своих сценарных или режиссерских идей. Так было и с посттарантиновским культовым «Трейнспоттингом» (известным у нас как «На игле»), и с триллером «28 дней спустя». В «Миллионере из трущоб» произошло наоборот. Форма здесь абсолютно традиционная: британо-голливудская смесь биографической драмы и мелодрамы, на которую бы и не обратили внимания, если бы не содержание — всецело индийское. Снимали полностью в Индии — в Мумбаи и в Агре, причем как в совершенно благополучных районах, так и в тех же трущобах, все роли исполняют индийцы или актеры индийского происхождения, сорежиссером выступила Лавлин Тандан (набиралась опыта у Миры Наир в «Свадьбе в сезон дождей» и в «Ярмарке тщеславия»).
Фильм снят по роману Викаса Сварупа «Вопрос — ответ», который сам по себе уже стал бестселлером. Бойл убрал немало побочных линий и второстепенных персонажей, сосредоточившись на основном сюжете скитаний бедного сироты Джамаля Малика (Дев Пател) и его верной любви к Латике (Фрейда Пинто). Собственно, на динамичной фабуле, созданной Сварупом, и на роскошном индийском колорите держится фильм.
История выдирания из грязи в раджи плюс любовь на всю жизнь — кого же это не восхитит? Начинается повествование собственно с момента игры, а потом допроса Джамаля в полиции: как он, малограмотный разносчик чая в телефонной компании, мог знать ответы на такое количество вопросов? Подавляющая часть фильма — это иллюстрации источников осведомленности Джамаля. Знание каждого из ответов так или иначе связано с конкретной жизненной ситуацией, с испытаниями, со страстями и личными катастрофами.
Взявшись снимать в Индии, Бойл получил прекрасный материал — как визуальный, так и человеческий, осталось лишь все как следует организовать. И он это сделал. Восточная фактура прямо выпадает из кадра, давая настоящее наслаждение европейскому глазу, истосковавшемуся по ярким зрелищам, но при этом события развиваются стремительно, никаких пауз и торможений, постоянное движение — от поезда к поезду, от приключения к приключению. Что же касается актеров, то они успешно опровергают стереотипы о чрезмерно эмоциональной и не слишком упорядоченной школе болливудского исполнения: все работают достоверно, по-западному точно и дисциплинировано. Да и вообще после «Миллионера...» становится понятно, что индийская киноиндустрия является колоссальным источником полностью не использованных возможностей, к которому могли бы приобщиться кинематографии Европы и Америки с их вечным кризисом идей и нехваткой сюжетов.
Сам же Бойл, удачно сочетав различные культурные и цивилизационные элементы, не только освежил жанр кинематографической истории о Золушке (любого пола), но и определенным образом бросил вызов традициям и Болливуда, и Голливуда. Результати уже есть — 8 «Оскаров». На украинские экраны фильм выходит 19 марта.