На сцене Центра театрального искусства им. Леся Курбаса представлен очередной эксперимент — сценическое воплощение новеллы украинского писателя Василия Стефаника «Новина», которое осуществил режиссер Александр Билозуб. В роли главного героя — актер Театра им. И. Франко Александр Форманчук. Известно, что такая украинская новелистика — материал не из простых: к нему обращаются по большей части режиссеры, которых привлекают творческие поиски и которые воспринимают театр как творческую лабораторию. До Александра Билозуба спектакль на основе текстов Василия Стефаника в столице поставил Дмитрий Богомазов, художественный руководитель театра «Свободная сцена».
«Голодный грех» является моноспектаклем, монологом- исповедью главного героя — Грыця Летучего, история которого, наверняка, известна всем еще со «школьной» украинской литературы. Герой, потеряв надежду на спасение, оставшись один на один с бедой и двумя маленькими детьми, решает «спасти» их от голодного существования — собственноручно убить: он топит младшую дочь, а старшая остается жить только потому, что «выпросилась» у отца.
Композиционно спектакль воспроизводит текстовое построение произведения Василия Стефаника: вначале зритель узнает о факте преступления, воспринимает кульминацию сценического произведения, а уже потом, из монолога Грыця, узнает об обстоятельствах и условиях этой страшной трагедии.
Спектакль Александра Билозуба, невзирая на его сложность, — живой, этнический: яркие подсолнухи — картинка на заднем плане, которые намекают на живописность украинского села, закрываются черной завесой лишений и голода, и перед зрителем предстает уже совсем другая картина, воспроизводящая гнетущую атмосферу жизни народа, лихолетья и голодомора. Украинские народные песни являются музыкальным обрамлением сценического произведения. Они вызывают щемящие чувства, придавая спектаклю интимность, позволяют погрузиться в страшные моменты прошлого Украины.
Сценографические апартаменты спектакля «Голодный грех» достаточно непритязательны, однако не лишены аллегорического значения: куча земли, с которой постепенно «выныривает» и сам герой, миска с водой, которая будет использоваться как многофункциональный художественный элемент, и впоследствии будет символизировать завершение жизни младшей дочери Грыця. Лейтмотивом спектакля является крест: как символ веры (герой носит крест на шее, время от времени обращаясь к нему), а также крест, который с помощью света появляется на потолке. Кстати, все эти элементы — и куча земли (могила для многих представителей того страшного для Украины времени), и крест, который вынужден нести каждый герой новелл Стефаника, позволяют говорить о создании на сцене, так сказать, «единого авторского текста», элементы которого могут переходить с одного сценического произведения в другое.
Конечно, основная психологическая «нагрузка» спектакля — на актере. Невзирая на молодость и, на первый взгляд, внешнее несоответствие атмосфере новелл Стефаника, Александр Форманчук передает трагическое настроение спектакля, в основе которого — личная драма одного человека. Он скороговоркой, словно одержимый, повторяет одни и те же реплики, что является свидетельством подавленности, психологического кризиса Грыця Летучего, умело использует артикуляционные приемы для воссоздания специфики западно-украинского диалекта. Хаотические движения актера, безумные танцы (опять же — аналогия с последним танцем семьи Дидухов в «Камінному Хресті»), надрывные истерические песни — все это работает на создание характера мужчины, который, глядя на увядающих от голода детей, теряет человеческую сущность.
И, конечно, каждого зрителя поражает сцена убийства: скрученный из белья узелок, который является аллегорией спеленанного ребенка, герой медленно, словно тяжелый груз, волочит по полу, а потом впопыхах, пытаясь сделать это быстро и порывисто, топит его в миске с водой. Он теряет крест, который не смог уберечь его от трагедии, и звучат старинные украинские песни, словно объединяя современного зрителя с прошлым, в котором было все — и роскошные подсолнухи, и семейное счастье, и страшный голодный грех...