«Жатва народной скорби... Свеча памяти» — под таким названием в Национальной филармонии прошла художественная акция.
Постановка осуществлена к 75-летию Голодомора 1932—1933 годов в Украине. В главной роли выступил лауреат международных конкурсов чтецов Андрей Бурлуцкий. Как родилась идея поставить спектакль на такую больную тему?
— В феврале во время подготовки спектакля о творчестве поэтов «Пражской школы» мне помог переводчик Василий Неволов, а когда руководство филармонии поддержало мою идею о вечере, посвященном годовщине Голодомора, я попросил Василия Васильевича порекомендовать произведения, на его взгляд, подходящие для этой темы, — рассказывает Андрей Бурлуцкий. — Он предложил свою пьесу, написанную совместно с поэтом Николаем Томенко (произведение последнего «Трудова книжка матері» взято за основу спектакля). Главный герой действа — наш современник: юноша, изучая историю, впервые прикоснулся к трагическим страницам о голоде...
Постановку осуществила творческая группа под руководством Владимира Лукашева (композитор Александр Козаченко, балетмейстер Анико Рехвиашвили, артист Борис Лобода, кобзарь Тарас Компаниченко и я). Название «Жатва народной скорби... Свеча памяти» было принято сразу. Уточнение — «Свеча памяти» — ценное, поскольку акцентирует созвучность постановки всемирной акции передачи огня, который зажигают в Австралии в знак почитания жертв голода и проносят от страны в страну. Кроме того, наш спектакль — одно из мероприятий Всеукраинской общественно-политической акции «Свеча памяти». Первый Национальный телеканал осуществил телеверсию постановки. Поэтому, возможно, свою работу будем представлять и украинской диаспоре Италии, Канаде и США.
Директор Центрального госархива кинофотофономатериалов им. Г. Пшеничного Нина Александровна Топишко помогла мне разыскать документальные подтверждения о преднамеренности и продуманности действий палачей Украины (Ленина, Сталина, Молотова, Кагановича). Эти документы в спектакле озвучил Историк. Была представлена хроника 1929 и 1931 гг. и фрагменты из документального фильма «Украинская ночь 1933 года», созданного во времена Независимости.
Мы сознательно представили широкую палитру (музыкальную, драматическую) средств. Органная музыка и песня кобзаря в спектакле работали на одну цель: достучаться к сердцу зрителя при помощи контрапунктов, контрастов (времени, музыкального материала). В частности, Елизавета Липитюк (сопрано) исполняла классические произведения Баха и украинские народные песни.
Нечасто на сцене филармонии работают танцевальные дуэты. По просьбе Василия Неволова к проекту приобщилась балетмейстер Анико Рехвиашвили. Пластика — выразительное средство, которое органически вплелось в общую драматургическую основу. Хотя в пьесе только два действующих лица и текст большей частью стихотворный, нам удалось скомпоновать все составляющие (живой звук, фонограмма, видеоряд) и выстроить четкую сюжетную линию постановки.