24 декабря в программе «Пуччини в музыкальных образах» вместе с Лидией Забилястой выступят ее коллеги: Александр Гурец, Павел и Петр Приймаки, Андрей Романенко, Сергей Пащук и Михаил Киришев, хор и оркестр Национальной оперы Украины. Этот концерт будет посвящен 30-летию творческой деятельности певицы.
Имя Лидии Забилястой известно широкой общественности любителей вокального искусства не только в Украине, но и за пределами нашего государства. Она с большим успехом выступала во многих странах во время гастролей Национальной оперы Украины, в спектаклях престижных европейских оперных театров, не раз выезжала за рубеж с концертными программами, представляя свой замечательный, тембрально неповторимый, гибкий, ровный во всех диапазонах и богатый обертонами голос, мастерство классического бельканто, артистизм и замечательные традиции украинской вокальной школы.
Творчество Лидии Забилястой — яркая страница современного украинского оперного искусства. Блестящему дебюту в партии Оксаны в «Запорожце за Дунаем» С. Гулака-Артемовского на сцене киевской оперы предшествовали годы учебы — сначала в Кировоградском музыкальном училище, потом в Киевской государственной консерватории, где ее педагогом была выдающаяся певица Зоя Христич, работа в Киевском камерном хоре с прекрасным дирижером Виктором Иконником, победы на конкурсе вокалистов «Молодые голоса» (первая премия) и Всесоюзном конкурсе имени М. Глинки (вторая премия).
Первые два сезона работы на шевченковской сцене увенчались для молодой певицы подготовкой партий и дебютными спектаклями, в частности, в «Наталке Полтавке» Лысенко, где Забилястая создала светлый и проницательный образ очаровательной сельской девушки. К знаменательным событиям начала ее творческой жизни нужно отнести и стажировку в Миланском театре Ла Скала в Италии, что стало еще одним подтверждением одаренности молодой вокалисты. Там певица подготовила главные сопрановые партии в «Богеме», «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, Лизетти в «Тайном браке» Д.Чимарози, опере, которая планировалась к постановке в Киеве, Реквиеме Дж. Верди, углубила мастерство кантиленного итальянского пения, которое и доныне определяет стилистические особенности ее яркой исполнительской манеры.
А VІІ Международный конкурс вокалистов им. П. Чайковского в Москве (в 1982 г.) сделал имя киевской оперной певицы Лидии Забилястой всемирно-известным — она завоевала золотую медаль (первую и единственную, полученную украинскими певицами за всю историю этого конкурса). Председатель жюри Ирина Архипова — выдающаяся певица и солистка московского Большого театра сказала: «Первыми же звуками Забилястая очаровала и публику, и жюри. У нее редкой красоты тембр голоса, теплый, серебристый, который имеет свойство раскрываться в верхнем регистре, как распускается цветок».
Кстати, конкурсную программу Забилястой, куда входили самые сложные арии мировой оперной классики, фирма «Мелодия» записала на пластинку-гигант, а легендарный тенор Иван Козловский пригласил Лидию вместе с ним исполнить фрагмент из оперы «Запорожец за Дунаем» для документального кинофильма.
После конкурса кинорежиссер Роман Олексив пригласил Забилястую сняться в фильме «Спокута» — экранизации оперы «Наймичка» М. Верикивского, где певица блестяще передала внутренний мир обездоленной Анны, сумев воспроизвести сложную палитру трагедии человеческой жизни.
Под управлением выдающегося дирижера современности Стефана Турчака Лидия подготовила партию Марыльки в «Тарасе Бульбе» Лысенко и Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Перед ее голосовыми данными открыты практически все самые сложные сопрановые партии мирового репертуара. Созданная Лидией Забилястой партия Леоноры в «Трубадуре» покоряет совершенным вокальным воплощением образа, силой психологизма, глубиной раскрытия женского сердца, непобедимостью силы любви. Забилястая стала одной из наиболее интересных современных исполнительниц партий Лизы в «Пиковой даме» и Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Избегая внешних эффектов, она углубляется во внутренний мир женщины, раскрывая ее тонкое, чистое мироощущение, стремление быть открытой и понятной, а между тем — бескомпромиссной в своем окончательном решении. Для нее не существуют двух правд, двух подходов к морали. Одна из наиболее интересных партий, созданных Лидией Забилястой, — партия Ярославны в опере «Князь Игорь» Бородина. Светлый, нежный и проницательный образ княгини, которая, несмотря на все жизненные и душевные испытания, проносит хрустальную чистоту любви и верности, предстает не только в безукоризненном вокальном раскрытии, элегически драматичном озарении, но и через яркую, психологически точную артистическую игру, которая является одной из определяющих черт творческой палитры ведущей певицы театра.
Репертуар Лидии Забилястой украшают и самые сложные партии западноевропейского оперного репертуара, и, в первую очередь, глубоко психологические, трагические образы Недди в «Паяцах» Леонкавалло, Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера, Мими в «Богеме», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», Манон в «Манон Леско» Пуччини, одного из самых любимейших певицей композиторов. Эти, столь разные, столь непохожие партии требуют широты вокальной палитры, неординарности подхода к каждому образу, ощущения и понимания разных стилей композиторского письма. Лидия Забилястая эту палитру блестяще находит. Это подтверждает и партия Турандот в одноименной опере Дж.Пуччини. Непостижимо многогранный и в драматическом, и в психологическом, а главное — в вокальном планах образ китайской принцессы является вершинным в мировом вокальном искусстве. Публика, которая хорошо знает творческое мастерство Лидии Забилястой, казалось, встретилась с совсем другой певицей. Раскрылись полностью вокальные данные артистки, преумноженные исключительным мастерством и сценическим опытом.
Каждая нота, каждая музыкальная фраза покоряет чистотой, наполненностью, выразительностью, особенно в верхних регистрах. Свою творческую биографию —как камерной певицы — Лидия Забилястая и доныне не представляет без концертного исполнительства. Ее камерные программы отличаются требовательностью к вокальному воплощению каждого произведения. Певица отдает преимущество ариям из произведений, которые отсутствуют в репертуаре современных оперных театров. Каждое свое выступление на филармонической сцене Лидия Забилястая готовит долго, придирчиво, глубоко проникаясь каждой нотой произведения, которое (и это довольно часто) должно прозвучать впервые через десятилетия и века забвения, — старинные арии Вивальди, Монтеверди, Генделя, Бортнянского, Березовского.
Забилястая является также вдохновенным интерпретатором отечественного и мирового романса, для которого находит особенно теплые и нежные вокальные краски своего богатого обертонами голоса. В многочисленном репертуаре певицы прекрасные и светлые произведения Чайковского, Шопена, Шуберта, Рахманинова, Лысенко, Стеценко, Степового, современных украинских композиторов — Штогаренко, Билаша, Дичко, которые звучат с эстрады в ее исполнении как прекрасное лунное сияние, проникая в души слушателей то ностальгической печалью, то возвышенной, элегической радостью. А с каким неповторимым вдохновением Лидия Забилястая исполняет украинские народные песни, из которых, собственно, и пророс ее большой талант оперной певицы, о которой один из самых выдающихся вокалистов ХХ века Иван Козловский сказал: «Голос Лидии Забилястой — это золото высшей пробы».