Спектакль «Навь» в постановке Андрея Билоуса по пьесе Неди Нежданной «Когда возвращается дождь», представили в Центре театрального искусства Леся Курбаса.
Эта постановка стала первым этапом на пути к реализации проекта «Территория современного театра», основанного киевским театром «Ателье 16».
Небольшое пространство, ограниченное количество действующих лиц, довольно специфические сценографические апартаменты (сценография Бориса Орлова) спектакля — все является свидетельством настоящего театрального эксперимента. Кроме того, спектакль вряд ли можно назвать массовым зрелищем, а поэтому и зрительный зал создает впечатление территориальной локальности, камерности действа. «Навь», с одной стороны, иллюстрирует современное миропонимание, игровую природу философии ХХI века, с другой стороны — провоцирует к действенности, ощущению динамики мира и неотвратимости его развития.
Действие происходит в небольшом городе, не имеющем названия, да, в конце концов, это не важно, ведь действие может быть воссоздано в любое время и в абсолютно произвольных пространственных условиях.
В городе ничего не происходит, и все «передряги» между действующими лицами являются просто игрой. Герои живут в иллюзорном фантастическом мире, играя в нем определенные роли: директора кладбища, самоубийцы, детектива; искусственно создают культурные и духовные ценности (например, раскопки «черепусской культуры»), имитируют женитьбу и смерть...
Визуальные приемы «работают» именно на реализацию этой игры: актеры все время говорят неестественными, кукольными голосами, Марта (Елена Скрипка) играет с большим игрушечным пупсом, натуралистично издеваясь над ним в течение действия, герои гадают «на прошлое», ведь их теперешняя жизнь является сплошным абсурдом, наконец, играют в карты и… словами (вспомним фразу «продать свое тело» от директора кладбища, что, учитывая его профессию, звучит более чем цинично). И все это происходит на большой шахматной доске, на которой и «заигрываются» воображаемые герои фантастического города, которые ставят под угрозу жизнь пришельцев только за то, что они другие, — вносят разлад в их жизненную и духовную статику.
Действующие лица спектакля «Навь» несколько напоминают персонажей видеоигр, которые живут в виртуальной реальности, участвуют в компьютерных «стрелялках» и могут иметь несколько жизней. Кстати, компьютерные герои сегодня являются довольно популярными в современной литературе (вспомним «Дикую энергию. Лана» Марины и Сергея Дяченко): с одной стороны, такой прием является средством привлечения к чтиву представителей молодой аудитории, с другой — сюжетная компьютеризация иллюстрирует неуверенность современного человека в себе и своем будущем, подмену духовных и моральных ценностей и погружение в другой, фантастический мир.
Герои спектакля Андрея Билоуса, наверное, в силу духовного несовершенства, боятся перемен, поэтому и пытаются зафиксировать свое странное существование посредством фотоаппарата и диктофона. Однако в городе появляется другой человек — Галина (Кристина Синельник), готовая воспринять будущее таким, какое оно есть: она открывает кофейню «Под зонтиком» и пытается приобщить к своему будущему других. Галина не может понять, что происходит в этом заколдованном городе, и на помощь ей приходит Тень (Виталина Библив), которая, хоть и напоминает сумасшедшую, однако тоже честно воспринимает мир. Оказывается, в городе давно не было дождя, и только он с помощью серебряного зонта принесет перемены в дикое существование его обитателей. Аллегория «нехватки осадков» — духовной засухи — может восприниматься как своеобразный культурный антитезис относительно некоторых мотивов произведения «Сто лет одиночества» Г. Маркеса, в котором люди страдали от дождя, который не прекращался несколько лет.
Однако время и движение жизни не остановить, поэтому Тень и Галина побеждают, взяв решение финала этой игры в свои руки: идет дождь, заполняя духовную пустоту жителей заколдованного города живительной влагой. Но, настоящий ли он, ведь и вода, появляющаяся в этом пространстве, это только... душ? Возможно, все то, что окружает нас и происходит, казалось бы, реально и естественно, также является продуктом чьей-то фантазии?
После просмотра спектакля «Навь» возникает еще много вопросов, которые можно попытаться решить, только инсценировав свою собственную духовную историю, и имя этой инсценировке — жизнь.