Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Горы и море... искусства

Как Ивано-Франковск на пять дней превратился в «припортовый» город
4 июля, 2017 - 19:40
ХОЗЯИН ФЕСТИВАЛЯ РОСТИСЛАВ ДЕРЖИПИЛЬСКИЙ ПРЕДСТАВИЛ НЕООПЕРУ-УЖАС «HAMLET» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-ЦЕНТРОМ ФЕСТИВАЛЯ

В городе неожиданно случился  Международный фестиваль современного искусства «PortoFranko». Случился как, бывает, случаются стихийные наводнения — город наполнился до краев пестрым разножанровым искусством. На площади перед Театром им. Ивана Франко каждый вечер собирали толпу группы «Бумбокс», «Коzaksystem», «FamiliaPerkalaba», «Брати Гадюкіни» и впервые в Украине «Subcarpati». На вокзале пианист с мировым именем Антоний Барышевский играл авангардные «Сонаты и интерлюдии» Джона Кейджа, а в неожиданных закоулках города устраивали концерты экспериментальной музыки. Юрий Андрухович и Юрко Издрик «накачивали» людей крепкой поэзией с перформативной сцены во Дворце Потоцких. На «PortoFranko» крутили кино, устраивали лектории, открывали выставки, а в афише театральной программы встретились литовец Эймунтас Някрошюс и украинец Дмитрий Богомазов.

ВСЕ РЕКИ ВПАДАЮТ В МОРЕ

Фестиваль современного искусства «PortoFranko» придумал еще в 2010 году композитор Роман Григорив. Однако развернуть в широкомасштабный форум его удалось лишь в прошлом году с легкой руки Влада Троицкого, с которым Роман успел поработать над «новой оперой» «Iyov». Поэтому год назад фестиваль назывался «PortoFranko. Гоголь-fest» и претендовал на то, чтобы стать областным филиалом столичного гиганта. Но этого не произошло — фестиваль отправился в самостоятельное плавание.

Логично, что стержнем форума стал Ивано-Франковский областной академический театр им. Ивана Франко. Его директор Ростислав Держипильский уже не первый год подряд работает над тем, чтобы качественно изменить культурную ситуацию в городе: инициирует и поддерживает театральные фестивали и резонансные театральные проекты. Но театру нужен контекст и «контент»: то есть расширение художественных горизонтов и наполнение его, театра, различными идеями, голосами, энергиями. Именно это и произошло на «PortoFranko». Театр вернул себе статус центра социально-культурной жизни города, центра, к которому стекаются все художественные «реки».

На открытии «PortoFranko» не было нудных речей от людей в дорогих костюмах, не было никаких некстати грустных «торжеств». Зато громадное белое здание театра превратилось в некий круизный лайнер. Роман Григорив и Ростислав Держипильский представили музыкально-перформативне шоу, в котором с крыши-»палубы» звучали стихи и проза, арии и хоры. Открывал этот мега-концерт писатель-«абориген» Тарас Прохасько — кстати, это именно его рассказ «Порт Франківськ» и вдохновил когда-то на такое название фестиваля.

ОСТРОВА И КОНТИНЕНТЫ

Путешествовать по этому фесту можно было  буквально вдоль и поперек — практически весь город был приспособлен под разнообразные локации: театральные и музыкальные сцены, фуд-корты, выставочные пространства, интерьеры для перформансов или релакса. Новый фестивальный день начинался неизменно ранним утром, даже если бы и предыдущий заканчивался вот-вот на рассвете, как это было с программой «Poesophonia. Ночь», которая соединила музыку, стихи и мирный сон зрителей.

Новые и необычные «острова и континенты» открывала театральная программа «PortoFranko». Конечно, ее цементирующим звеном стала музыка, ведь шесть из семи спектаклей именно «звучали» под сопровождение оркестров или хоров. Хозяин фестиваля Ростислав Держипильский, кроме неооперы-ужаса «HAMLET» (см. «День» № 73), представил премьеру «Она — Земля». Здесь литературная композиция из произведений Василя Стефаника получила музыкально-магическую аранжировку от актрисы, певицы, исследовательницы фольклора и голосовых практик Натальи Половинки. Ирмосы и народные песни в спектакле в буквальном смысле оживляют иконостас с новейшими героями — безымянными мучениками и святыми, которые погибали и погибают на протяжении веков, защищая свободу и независимость государства.

Два жанровых полюса — семейной драмы и комедии положений — представили спектакли, рожденные в студенческих аудиториях, а затем перенесенных на профессиональную сцену: Театр «Practicum» и Центр современного искусства «Дах» показали «Буну» Веры Маковий в режиссуре Давида Петросяна, а Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра привез «12 ночь или Что захотите» по Шекспиру в постановке Дмитрия Богомазова. Музыкальная основа ярко проявила себя в этих постановках, конечно,  разным способом. «Practicum» отправился в фольклорную экспедицию в украинские села, чтобы лучше понять бытовую вселенную старой Буны (на диалекте — Бабуся), из первых уст записать аутентичное пение. Дмитрий Богомазов со студентами, напротив, создали музыкально-голосово-шумовой мир спектакля в собственной, так сказать, лаборатории игрового театра: актер и композитор Александр Бегма (в спектакле — Шут) аккомпанирует действию на рояле, благодаря чему едва ли не каждый эпизод превращается в номер в духе театра-кабаре.

Хедлайнером афиши «PortoFranko» стал спектакль прославленного литовского театра «MenoFortas» (в переводе «Храм муз»). Основатель этого театра Эймунтас Някрошюс привез одну из новейших своих работ «Мастер голода» по рассказу Франца Кафки. С горькой иронией постановщик с мировым именем рассуждает о судьбе театрального искусства и быстросменных вкусах публики. Если когда-то ценили за талант и мастерство, то сегодня предпочитают смотреть на эффектные цирковые «аттракционы». Не потому ли театр уступает место индустрии развлечений? По большому счету, эти желчные инвективы Някрошюса обращены и в сторону современного искусства, иногда неоправданно агрессивного, претенциозного, но бессодержательного. Хотя проблема «шарлатанов от искусства», куда более масштабная и, конечно, вневременная.

Собственно, «Мастер голода» подчеркнул одну из краеугольных добродетелей нынешнего «PortoFranko»: настоящая свобода — это всегда спектр мыслей, всегда изменчивое многоголосие. Поэтому и впечатления от фестиваля у каждого свои. Надеюсь, этих эмоций хватит надолго...

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ