Это стало результатом видеопросмотров Экспертным советом всех 83-х поданных заявок, длительного общения онлайн, «праймериз» (рейтингового голосования) и голосования по балльной системе, а также двух видеоконференций.
По положению «ГРА/GRA- GreatRealArt» лонг-лист должен включать в себя до 30 спектаклей. В текущем варианте их 28 из 9 городов Украины (как и в прошлом году, разве что вместо Ровно, Каменского, Кривого Рога пришли Полтава, Сумы, Николаев). Среди пластических/хореографических постановок конкуренция была очень невысокая, поэтому дальше прошли только две, и, наоборот, в результате беспрецедентного количества участников в номинации «лучший камерный спектакль» (29 заявок) было решено расширить круг «полуфиналистов» до 6.
Если проанализировать полученный результат - хотя он и промежуточный, - мы увидим, что громких неожиданностей не произошло. Свой авторитет подтвердили признанные лидеры - Киевский национальный театр имени И. Франко, Национальная оперетта, Молодой, Национальные оперы из Львова, Одессы, Харькова, черниговцы, сумчане, одесситы из Театра им. В. Василько, киевляне из Левого берега, Дикого театра, «Золотых ворот», Первый театр и «Люди и куклы» из Львова. Открытиями были: «Поколение Пепси» по текстам С. Жадана (Театр на Печерске), киевский ProEnglishTheatre (англоязычный моноспектакль Ю. Радионова «AMORPHINE» по «морфиею» М. Булгакова), инклюзивная постановка полтавских кукольников «На волне», осуществленная в рамках поддержанного УКФ социально-художественного проекта «Пространство возможностей». Одним из неоспоримых «хедлайнеров» стал Ивано-Франковский театр им. И. Франко, который выдвинул проект «Двенадцатая ночь, или чегоИзволите» в постановке актера и режиссера Алексея Гнатковского, в котором Шекспира в оригинале играют ветераны АТО и волонтеры - и они могут любому дать фору по свободе, креативности, вдохновении.
Однако в целом нового - яркого, шумного - мало. Значит, скорее, налицо подтверждение уже имеющихся достижений, закрепленных на ранее достигнутых позициях, а не динамичное развитие. И по нынешним временам, действительно, скорее думаешь о том, как хотя бы не растерять уже наработанное ...
Понятно, что первоначально утвержденный график последующих этапов «ГРЫ» сейчас уже сорван - из-за карантина эксперты смогут начать просмотр вживую спектаклей из лонг-листа в лучшем случае в мае, театры, очевидно, продлят сезон, поэтому шорт-лист будет сформирован значительно позже, чем 10 июля.
Если это произойдет вообще - ведь фестиваль-премия, как и другие проекты НСТДУ, подпадает под планируемый секвестр государственного бюджета, который уже окрестили «убийством отечественной культуры, образования и науки» и против которого сейчас активно выступают различные общественные сообщества.
Единственное, что остается театралам - ждать. Ждать выхода на сцену. Ждать команды от НСТДУ. Быть готовыми отстаивать свои права и сразу включиться в работу, когда черная полоса пройдет.