Собственно говоря, фестиваль — показ в Киеве 12 лучших премьер прошлого года для местного зрителя и международного жюри для определения 6 спектаклей-победителей — оказался невозможным. В начале лета, когда Национальный союз театральных деятелей Украины, как организатор «ГРИ», приймняла решение провести только II этап, то есть сформировать лонг-лист и остановиться на нем, объявив всех участников лауреатами, это выглядело перестраховкой. Но потом дальновидность такого решения стала очевидной...
Впрочем, фестиваль-премия «ГРА-GRA» не был переведен полностью в онлайн-режим — и это исключительная возможность в сегодняшней ситуации, когда большинство таких форумов или отменены, или «виртуализированы», а большая часть театров в Европе и США закрыты еще с весны. В общем, неподдельным чудом выглядит «живучесть» отечественных коллективов, которые, не имея должной государственной поддержки (страдают даже национальные театры — что уж говорить о независимых), уже полгода буквально «выгрызают» малейшую возможность выйти к зрителю, лавируя между разными локдаунами («самоизоляция» , «красные зоны», «карантин выходного дня»...).
В итоге и большинство показов спектаклей лонг-лист на II этапе (23 из 28!), и финальная церемония объявления лауреатов «ГРИ» состоялись вживую. Несмотря на форс-мажор, в списки для рейтингового голосования были включены все спектакли, как показанные в это время, так и те, которые некоторые эксперты успели увидеть раньше. (Особенно в этом смысле пострадали полноформатные музыкальные спектакли — театры смогли поставить в своей афише с августа по ноябрь только 2 из 5 номинантов). Но живого просмотра не заменит никакая видеозапись, поэтому такие участники, к сожалению, остались «за бортом» лонг-листа.
Итак, 12 лауреатов — это по 3 спектакля «драматических» номинаций ( «большой» и «камерной») и по 2 — «музыкальной», «детской» и чрезвычайно сильной в этом году «экспериментальной». В номинации «За лучший пластическо-хореографический спектакль» претендентов и первоначально было немного (очевидно, небольшие коллективы отпугнул прошлогодний выход в финал таких «монстров», как Киев Модерн-балет и Львовская опера), к показам вживую «дополз» всего один, поэтому «вакантные места» перешли к более конкурентным номинациям.
Главный вывод «ГРИ»: театр в Украине, несмотря ни на что, живой везде, от столицы до окраин. В прошлом году было много нареканий на «киевоцентричность» — и тогда мы замечали, что цикл на цикл не приходится и ситуация может измениться. Так и случилось: 12 победителей представляют аж 7 городов! Киев, конечно, лидирует (5 позиций; триумфируют здесь «Золотые ворота» — второй раз подряд, и — дважды — Театр на левом берегу), но мощно выглядит Одесса (2), имеют своих представителей Харьков, Львов, Полтава и Сумы (оба впервые !), Ивано-Франковск. Конечно, если бы международное жюри в дальнейшем выбирало по одному победителю, география изменилась бы. Но, думаю, не кардинально — так, в 2-х из 5 номинаций столичные театры вообще не были представлены.
В НОМИНАЦИИ «ЗА ЛУЧШУЮ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ В ЖАНРЕ ОПЕРЫ / ОПЕРЕТТЫ / МЮЗИКЛА» ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — LA TRAVIATA (РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК — ЕВГЕНИЙ ЛАВРЕНЧУК)
Еще одна тенденция: растет количество постановок, где имеется инклюзивная и, шире, социальная составляющая. Ряд спектаклей был ориентированы на детей с особыми потребностями (наряду с лауреатом — «На волне» Полтавского театра кукол — следует вспомнить и «Маугли» Николаевских кукольников), некоторые были частью более широких проектов: в «Двенадцатой ночи», подготовленном командой профессионалов из Ивано-Франковского театра, Шекспира в оригинале играют ветераны и волонтеры АТО, а «Пенита-опера», которая остановилась в шаге от финала, основывается на рассказах пожизненно осужденных женщин. Очевидно, количество таких проектов и коллабораций со временем будет только расти.
Ну и, наконец, финальные результаты свидетельствуют о положительных изменениях, о перспективном векторе развития (Одесская и Харьковская оперы, Театр драмы и комедии на левом берегу, Одесский театр им. В. Василько, Сумской театр им.И. Щепкина, Львовский первый театр для детей и юношества, Полтавский театр кукол) и о постоянстве уже завоеванных позиций (Молодой театр, Киевский и Ивано-Франковский театры имени И. Франко, «Золотые ворота»). Это — действительно лидеры театрального процесса в Украине сегодня. Справедливости ради следует вспомнить также Львовскую оперу и Киевскую оперетту — только невозможность показов вживую не позволила им максимально обострить борьбу в музыкальной номинации.
Впрочем, как-то не хочется применять здесь термин «борьба». Ибо все мы — в одной лодке — и театры, и эксперты, и киевляне, и некиевляне, и большие театры, и маленькие. И все стараемся, чтобы наша общая лодка под названием «Украинский театр» и в дальнейшем успешно противостоял всем штормам — как пандемическим, так и экономическим.