Юбилей, по давней традиции, является лучшим средством разобраться с проблемами, напомнив об их существовании начальству — высокому и не очень. И неплохо заодно и себе что-то утвердить. Себе — это нам, интеллектуалам, взрывной пар которых так часто тратится на свисток и пронзительный свист.
КИНО ПОЭТИЧЕСКОЕ. НУЖНО/ НЕ НУЖНО (ЧТО ЗАЧЕРКНУТЬ?)
Ивана Миколайчука обычно отождествляют с «Украинским поэтическим кино», собственно его лицом. Действительно, роли в «Тінях забутих предків», «Камінному хресті», «Комісарах», «Білому птахові з чорною відзнакою», «Пропалій грамоті», режиссура и актерство в «Вавилоні XX» — кто еще, кроме Миколайчука, может претендовать в такой степени на роль иконы этого мощного мировоззренческого и стилевого направления?
Хотя с «поэтическим кино» не все так просто и понятно. В памяти, скажем, то, как азартно отрицал Андрей Тарковский свою причастность к «поэтическому кино».
Что там говорить, сам Юрий Ильенко не раз заявлял: понятие «поэтического кино» выдумали враги нашего кинематографа, чтобы его скомпрометировать. Хотя сторонников поэтической стилистики ничем не сбить — и среди их аргументов простой и убийственный: самые лучшие и самые успешные украинские киноленты принадлежат кино поэтическому.
За пару недель до юбилея в Киев наведался знаменитый продюсер Александр Роднянский. Его трудно заподозрить в антипатии к украинскому кино и телевидению, скорее, наоборот — он немало сделал ради их развития и мог сделать еще больше, если бы не некоторые особенности местного управления культурой. Кроме того, он редко осведомлен с мировым кино. Среди прочего Роднянский сказал: «Я ненавижу... «поэтическое кино». По свидетельству очевидцев, в зале прозвучали аплодисменты.
Пафос Роднянского понятен, ведь он говорил о возможных сценариях развития нашего кино. Насколько я понял, логика проста: «поэтическое кино» говорит с аудиторией довольно сложным языком, а в настоящее время у украинского кино задача номер один — наладить самые тесные и самые эффективные отношения со зрительскими массами.
Все так, все правильно. И не так. Необходимо сделать только небольшие коррекции. Первое — действительно, в кино не должно быть доминирования какого-то одного стиля. И второе — кино, о котором идет речь, не поэтическое, а мифопоэтическое, поскольку в основе непременно лежит миф, мифология. А миф — это не выдумка, а концентрированное и сущее целое смысложизненных стратегий жизни и, соответственно, образов. В основе здесь лежит народная культура с ее пониманием Космоса и человека в нем как магического синкретического целого.
«Мифопоэтическое кино» в Украине началось фильмами Александра Довженко и Ивана Кавалеридзе, и было бы очень горестно, если бы оно исчезло. Миколайчук действительно является продолжателем этого мировоззренческо-стилевого направления.
Есть ли оно в настоящее время, отечественное «мифопоэтическое кино»? Есть, скажем, фильмы Михаила Ильенко — «Фучжоу», «Сьомий маршрут», «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» и, судя по всему, незаконченная «Толока». Есть такое кино и будет. А рядом пусть расцветают другая стилистика, другие мировоззренческие установки. Что и происходит.
ОН ЖЕ НЕ ПАМЯТНИК
Юбилей — прекрасный повод напомнить массовой аудитории о юбиляре. Было ли это сделано? Заглядываем в программу Первого Национального. Может, я что-то пропустил, но нет, ничего. Что называется, комментарии здесь излишни. Зато канал СТБ отличился — несколько фильмов с Миколайчуком и Миколайчука, медийные персонажи телеканала говорили о художнике и восприятии его творчества.
Так же похвальное слово можно сказать о львовском телеканале ZIK и канале «Культура». Хотя в целом от СМИ ждешь большей остроты и необычных ракурсов...
Один из возможных вариантов — показать фильмы при участии И.Миколайчука и его режиссерские работы с комментарием специалистов. Причем не только аксакалов, но и младших. Желательно выслушать и тех, кто — как Роднянский — «ненавидит» «поэтическое кино». Интересной могла бы быть дискуссия с «оппозиционерами». Идет же речь не о памятнике, а живой художественной реальности.
Кстати о памятнике. Согласно постановлению Кабинета Министров он должен появиться в Киеве. Однако до сих пор даже конкурс не был объявлен! Зато улицу Серафимовича на Березняках (именно на этой улице и жил мэтр кино), наконец, переименовали на улицу Миколайчука. Правда, старые таблички остаются... В настоящее время почти везде так: переименование происходит, а таблички и сущность вещей — на том же месте.
ГЛАЗАМИ ИВАНА
Иван Миколайчук, как известно, родом из Буковины, из села с красноречивым названием Черторыя. Вот где искренне и преданно любят актера и режиссера! На протяжении последних лет буковинцы проводят традиционный фестиваль «Іванова Переберія». Это не просто показ фильмов и встречи с кинематографистами (в этот раз их приехало свыше пятидесяти человек, в том числе и близкие к юбиляру: актеры Лариса Кадочникова и Иван Гаврилюк, кинооператоры Юрий Гармаш, Виталий Зимовец, художник Анатолий Мамонтов...) — это, прежде всего, семейный праздник.
Да, семейный! Ехали мы в Черторыю через несколько сел и городков, и почти везде видели на заборах и хатах портреты Миколайчука, украшенные цветами, рушниками. Люди выходили на улицы и площади в народных одеяниях, народные оркестры (ну, точно такие, как в фильме «Білий птах з чорною відзнакою») заполняли окружающее пространство музыкой, такой знакомой по экрану. А в Черторые нас ожидала ярмарка народных ремесел и те же народные оркестры.
А на улице Миколайчука (таблички здесь правильные) нас встречала жена, выдающаяся певица Маричка Миколайчук, сестра Фрозина Грицюк и ее сын Михаил (именно он больше всего в настоящее время заботится о музее-усадьбе И.Миколайчука; здесь родился и вырос актер). А немного позже мы увидели и услышали Юрия, брата Ивана, — того самого, который сыграл когда-то роль одного из братьев Дзвонарей, Богдана, в «Білому птахові...». Юрий живет на подворье Миколайчука, только в новой хате, которую возводил еще Иван Васильевич со своей Маричкой.
По-семейному приветливо вело себя даже высокое начальство. Ну, министру культуры Украины Евгению Нищуку не удивляешься — он свой, актер из нашей семьи, театрально-кинематографической. Однако и губернатор Черновицкой области Александр Фищук держался нашей компании — допоздна, уже в Черновцах, во время застолья, он был активным его участником. О многом успели переговорить — больше всего о том, как преобразовать Украину и украинство... В частности, шла речь о музее Миколайчука и его модернизации.
В Черновцах слушали архитектора Ярослава Бойко — проект преобразования кинотеатра имени Миколайчука в кинохудожественный центр его же имени. Денег нет, а все же работы, наконец, начались...
Официальная часть юбилейных праздников завершилась уже в столице — в кинотеатре «Украина», при участии вице-премьер-министра Украины Вячеслава Кириленко и министра культуры Евгения Нищука. Вел вечер Остап Ступка, с яркими речами выступили Лариса Кадочникова (легендарная Маричка из «Тіней...») и кинорежиссер Роман Балаян. Показали отреставрированную ленту Юрия Ильенко — с И.Миколайчуком, Л.Кадочниковой и Б.Ступкой в главных ролях — «Білий птах з чорною відзнакою» (в чем заключалась реставрация я, к сожалению, не понял; царапины на пленке убраны, чего-то большего я не увидел, каюсь).
А еще состоялось погашение юбилейной марки и конверта, и юбилейной монеты с изображением Миколайчука (автор — художник Николай Кочубей). Выступая на презентации монеты в Музее денег Национального банка Украины, я должен был сказать и что-то печальное. Вот сколько денег «вгачивается» в наш футбол — и известно, что имеем. Миллионеры пешком ходят по зеленой травке, творя национальный позор. Если бы в кино, в культуру в целом вкладывали (и государство, и частный бизнес) хотя бы в чем-то соотносительные средства... Но нет, до этого еще далеко.
А может, и близко — если посмотреть на мир глазами Ивана Миколайчука.