Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Громкая неудача

25 июля, 2012 - 11:53
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЖЕЛЕЗНОЕ НЕБО» / ФОТО С САЙТА kinopoisk.ru

Антиутопию «Железное небо» (Германия — Финляндия — Австралия) хочется назвать самой удивительной картиной из вышедших в прокат в этом году. Удивительный — не значит лучший; просто суть фильма составляет настолько дикая смесь амбиций, политической ангажированности, чугунного пафоса и такого же остроумия, что не обратить на него внимание невозможно.

Если говорить о странных смесях, то вторая работа финского режиссера Тимо Вуоренсолы кажется порождением сразу двух мало пересекающихся кинематографических категорий — А (мэйнстрим) и В (трэш). От крупнобюджетного боевика в нем ровно столько же, сколько и от дешевого гиньоля — причем, кажется, это сочетание не на пользу и первому, и второму.

Подпольная база нацистов на обратной стороне Луны, построенная с прицелом на завоевание Земли с помощью флота летающих тарелок — в этом уже есть что-то от опусов королей кинотрэша Роджера Кормана и студии «Трома». Нарисовано все это нацистское железо с постоянной оглядкой на Голливуд, да так, словно компьютерную графику чуть ли не вчера изобрели. На Луне вообще-то безвоздушное пространство и уменьшенное тяготение, из-за чего люди там передвигаются многометровыми прыжками, пыль и камни плавно парят в воздухе, жидкости моментально превращаются в кусочки льда, но режиссер такими мелочами себя не утруждает. Такое впечатление, что все батальные сцены снимали на скорую руку, в одном павильоне, на остатках нереализованной версии «Звездных войн». Конечно, такое самодельное качество можно было бы обыграть, но здесь, увы, не продуманная мусорно-комическая аляповатость, а просто плохая работа.

Гитлеровцы в космосе — тема для фарса; вообще напыщенная нацистская эстетика — удобнейший объект для вышучивания. Кроме этого, Вуоренсола хотел поиздеваться над политкорректными нормами большого кино, однако остроумие ему постоянно отказывает, и юмор здесь по-тевтонски тяжеловесен. Похоже, нацистский заповедник был лишь средством, второстепенным мотивом, чтобы со всей огневой мощью авторского сарказма обрушиться на главную цель: Америку. Ближе к концу «Железного неба» ответ на сакраментальный вопрос — о чем фильм? — мелькает почти в каждом кадре: конечно, о том, что у США глаза завидущие и руки загребущие, что янки ничем, кроме войн, не озабочены и что мир погибнет именно из-за них. Несмешные банальности, к коим относится и подобный плоский антиамериканизм — бич «Железного неба»: и президент США похожа на Сару Пэйлин (хорошо хоть, не на Буша-младшего), и астронавта-афроамериканца надо обязательно выбелить, и фюрера непременно играет Удо Кир, которому, похоже, на роду написано играть эпизодические роли нацистов. Другая беда — сценарные провалы: сюжет склеен кое-как, концы с концами не вяжутся.

Вуоренсоле действительно удались эпизоды, где он высмеивает современную политику как таковую, с ее пиар-манипуляциями и взаимным недоверием. Но этого слишком мало. После сеанса остается стойкое ощущение, что, например, более одаренный американский режиссер снял бы подобную историю и жестче, и ярче.

И все-таки это неудача, громкая и эффектная. Любопытно сейчас было бы проследить: пригласят ли Вуоренсолу в Голливуд?

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ