В этой актрисе есть что-то неразгаданное. Ален Делон, когда Роми умерла, сказал: «Это счастье, что она умерла, она сделала это вовремя, она не пережила бы своей старости».
Роми Шнайдер (Розмари Альбах-Ретти) родилась в Вене. В ее жилах текла кровь нескольких поколений театральных актеров. Ее бабушка, Роза Ретти, более полувека царившая на сцене, заслужила титул «австрийской Сары Бернар», пишет pravda.ru. Продюсер ее матери, Магды Шнайдер, предложил Розмари роль в душещипательной мелодраме, когда подростку не исполнилось еще и 15 лет. В тот же год она снялась в фильме «Фейерверк», взяв себе псевдоним Роми Шнайдер.
«СИМПАТИЧНАЯ АВСТРИЙСКАЯ БУЛОЧКА»
Между жизнью Роми Шнайдер и ее ролями так много общего, как, пожалуй, ни у какой другой актрисы. Всякий раз она привносила свой личный опыт на экран, возможно пытаясь, отыскать саму себя. «Теперь мой возраст — 54 фильма», — сказала Роми в 1979 году, когда ей исполнился 41 год. Свой реальный возраст актриса измеряла не в годах.
Уже в дебютной ленте «Когда вновь зацветет белая сирень», Роми столкнулась с личной драмой своего детства — уходом отца. В картине она сыграла дочь беззаботного певца (Вилли Фрич), который бросает ребенка и ее мать (в ее роли родная мать Шнайдер Магда).
Собственный отец Роми, актер Вольф Альбах-Ретти, был таким же ветреным, и долгое время совсем не заботился о своей дочери. Она повстречалась с отцом в 1963 г. во время съемок фильма «Кардинал». Он так никогда и не выразил своего раскаяния. До самой его смерти Роми безуспешно надеялась, что отношения между ними еще наладятся.
На съемках фильма «Кристина», который снимался во Франции, Роми в сопровождении матери и отчима вылетела в Париж, где у трапа самолета ее встретил с букетом красных роз партнер по будущей картине
23-летний Ален Делон, которого она раньше никогда не видела. Первая встреча разочаровала обоих молодых людей. «С первого дня съемок, — писала она в своем дневнике, — мы находились в состоянии войны и так цапались друг с другом, что от нас летели пух и перья. Никому не удавалось нас помирить».
Однако, играя влюбленных, актеры незаметно вошли в роль. Однажды на балу кинематографистов, состоявшемся в Брюсселе, Делон пригласил Роми на танец, во время которого на ломаном немецком объяснился ей в любви и предложил переехать к нему в Париж. В марте 1959-го, несмотря на сопротивление родителей Роми, они обручились.
После съемок «Рокко» Висконти задумал поставить пьесу Джона Форда «Как жаль, что ты потаскуха» на сцене «Театр де Пари». На главные роли он пригласил Алена и Роми.
Однако до того как приступить к репетициям, Висконти познакомил «симпатичную австрийскую булочку» с прославленной Коко Шанель, чтобы сделать из Роми настоящую парижанку. Под ее руководством актриса совершенствовала свою внешность с помощью диеты, сауны, гимнастики и бассейна. Кроме того, Шанель сумела привить ей утонченный вкус и изысканные манеры. «Три человека полностью изменили мою жизнь, — позже писала Шнайдер, — Ален, Висконти и Коко Шанель».
На премьеру, состоявшуюся в 1961 году, съехалась актерская элита из разных стран. В первых рядах можно было увидеть Ингрид Бергман, Ширли Мак-Лейн, Брижит Бардо, Эдит Пиаф, Жана Маре, поэта Жана Кокто. Спектакль выдержал 120 представлений, хотя критика реагировала на него без восторга.
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС И ТЕНИ ПРОШЛОГО
В эйфории успеха Роми отклонила немало соблазнительных предложений, о чем никогда не жалела, так как Висконти дал ей одну из главных ролей в фильме «Декамерон-70». Несмотря на то, что в фильме снимались такие признанные звезды, как Софи Лорен и Анита Экберг, жюри Каннского фестиваля отметило и оценило только Шнайдер.
Вскоре знаменитый режиссер Саша Питрофф пригласил Роми на роль Нины Заречной в чеховской «Чайке». Ален Делон должен был играть Треплева, но отказался, так как ему предложили главную роль в фильме «Марко Поло».
Впервые Роми отправилась на гастроли без Алена. В гардеробной, у зеркала, она рядом с его фотографией складывала телеграммы с примерно следующим содержанием: «Душой и сердцем с тобой сегодня и навсегда. Твой муж». В Ницце из-за переутомления актриса попала в больницу. Ален незамедлительно прилетел к ней. В Париж они вернулись счастливые. Однако их идиллия длилась недолго.
В 1963 году Роми отправилась в Голливуд на съемки фильма «Процесс». После работы с такими художниками мирового кино, как Висконти и Уэллс, актриса надеялась, что за океаном ее ждет звездный час. Однако ее ожидания оказались напрасными. На «фабрике грез» ей дали понять, что она не может рассчитывать на главные роли.
Как-то раз на глаза Роми попалась газета с фотографией Делона, держащего на коленях хорошенькую блондинку, с игривой подписью: «Флирт или любовь?» Ее сердце сжалось от предчувствия неминуемой беды. В тот же день ей позвонил Делон. Свалив вину на охотящихся за скандалами журналистов, он уверял ее в верности и любви. Однако при первой же встрече Роми поняла, что отныне их больше ничего не связывает. Несколько дней спустя она улетела в Лос-Анджелес, отказываясь верить, что их отношениям пришел конец.
Летом 1964 года Роми получила от Делона письмо, в котором он просил у нее прощения и сообщал о своей женитьбе на Натали Бартелеми. Однако, несмотря на частую смену жен и любовниц, Ален не мог окончательно расстаться с Роми и летел к ней по первому ее зову.
Однажды на церемонии открытия культурного центра в Берлине она познакомилась с известным немецким режиссером Харри Мейеном, который был намного старше нее. Неназойливое мягкое ухаживание сухопарого воспитанного интеллектуала стало настоящим бальзамом для истерзанной души Роми.
Из-за любви к ней Мейен развелся со своей женой, с которой прожил много лет. Решив, что он поможет ей навсегда забыть причиненные Делоном страдания, Роми вышла за него замуж и уехала с ним в Берлин. В 1966 году появился на свет ее первенец Давид.
В 1970 году актриса вылетела в Мексику на съемки фильма «Убийство Троцкого», где ее партнерами были Делон и муж Элизабет Тейлор Ричард Бартон. Работа с профессионалами мирового класса подняла ей настроение, но за пределами съемочной площадки она мучилась от одиночества.
Она обожала носить брючные костюмы черного цвета и скрывать свои волосы под шапочкой. Со свойственной ей скромностью актриса считала, что самое прекрасное в ней — ее лицо, остальное тело совершенно недостойно внимания. В конце октября 1974 года Роми Шнайдер впервые появилась на публике в стиле роковой женщины-вамп в ток-шоу Дитмара Шенхерра «Позже вечером». С зажатой между изящными пальцами дымящейся сигаретой она будила в мужчинах самые фривольные их желания, оставаясь при этом недоступной.
1977 год оказался для Роми счастливым. Будучи беременной вторым ребенком, она все чаще проводила время в кругу семьи, с упоением изображая домохозяйку. Утопающий в зелени дом, пронзительно-синее небо Южной Франции наполняли ее сердце радостью, которая достигла высшей точки после рождения дочери Сары. После вручения ей «Сезара» за роль в фильме Клода Coтe «Простая история» Роми восторженно воскликнула:
— Исчезли злые тени прошлого. Я счастлива и любима, как никогда.
Как утверждали многие ее знакомые, она сама себя сглазила. В 1979 году Харри Мейен повесился в своей гамбургской квартире на шейном платке Роми. Самоубийство бывшего мужа актриса восприняла как грозное предзнаменование. Воспоминания о короткой жизни с ним и нелепом разрыве причиняли ей невыносимую боль. Мучительным чувством вины она терзалась всю оставшуюся жизнь.
В своем 55-м фильме «Банкирша» Роми снялась, будучи на грани нервного срыва. Она выкуривала по несколько пачек сигарет в день и не расставалась с бутылкой. Став замкнутой, актриса избегала любого общения и все свободное от съемок время проводила в своей гримерной. Фильм принес ей колоссальный успех. После премьеры «Банкирши» Роми вернулась в пустой дом. Даниэль, решив немного отдохнуть от нее, уехал в Лос-Анджелес. Увы, он так и не стал ее достойным спутником жизни.
Она пользовалась любым случаем, чтобы сказать о себе самой. В картине Лукино Висконти «Людвиг II», ее героиня говорит юному баварскому королю: «Триумфы быстро забываются, или позже вызывают самую яростную критику». И зритель понимал, что в этом эпизоде она говорит о молодой Роми, которая уже через два года после небывалого успеха картины «Сисси», скатилась на 20-е место в рейтинге популярности среди немецких звезд кино.
СРЕДСТВО ОТ ДЕПРЕССИИ
Алкоголь и одиночество сыграли пагубную роль в жизни актрисы. У нее начались депрессивные страхи, из-за которых она не могла находиться перед камерой. Режиссеру ничего не оставалось, как вызвать Даниэля. Он немедленно приехал. Успокоив Роми и убедившись в том, что она пришла в норму, он отбыл назад. После его отъезда она снова стала спасаться от бессонницы, запивая снотворное вином. Однажды ее нашли е гостиничном номере лежащей без сознания. Спасли ее не только врачи. В группе работал симпатичный юноша Лоран Петен. Только благодаря ему Роми дотянула до конца сьемок.
Дом, в котором жил Давид, был окружен двухметровой стеной, увенчанной железными прутьями. Однажды, возвращаясь домой с роликами под мышкой, Давид обнаружил, что ворота заперты, и полез через стену. Он подтянулся на руках и уже переносил ногу за ограду, как вдруг сорвался и рухнул прямо на острые железные пики, которые насквозь пронзили ему брюшину. Вечером того же дня он скончался. Многие думали, что Роми не переживет горя.
Измученная и исхудавшая, Роми не выходила из дома и отказывалась от встреч с журналистами. Вернуть ее к жизни удалось только режиссеру Жаку Руффино, который пригласил ее сняться в фильме «Прохожая из Сан-Суси».
В ночь на 29 мая 1982 года сердце Роми не выдержало постоянного напряжения. Все хлопоты по организации похорон взял на себя Ален Делон. Он позаботился о том, чтобы Роми похоронили в одной могиле с сыном. Ален, успокаивая безутешного Лорана, простился с ней в церкви, положив в гроб точно такой же букет красных роз, какой был у него в руках во время их первой встречи...