Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хочу помогать людям, которые воюют»

1 октября известный альтист Андрей ВИЙТОВИЧ выступит в Национальной филармонии, открывая «Киев Мюзик Фест»
30 сентября, 2016 - 12:33
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АНДРЕЯ ВИЙТОВИЧА

Среди знаковых событий музыкальной жизни Украины уже почти три десятилетия занимает свою влиятельную нишу «Киев Мюзик Фест», который органично вплетает достояние современной украинской музыки в международный контекст. И неслучайно открытие его — 1 октября — совпадает с Международным днем музыки.

В программе открытия примет участие наш земляк, экс-львовянин, который давно уже возглавляет группу альтов Ковент-Гардена, — Андрей Вийтович. Помимо концерта, в котором он будет исполнять концерт Евгения Станковича, пан Вийтович даст мастер-класс в Национальной  музыкальной академии.  И это тоже должно стать неординарным событием для студентов.

Из Львова в Лондон пройден большой, непростой и очень вдохновенный путь.  Именно об этом мы и беседовали с нашим земляком.

— Альт — не самый популярный инструмент, детей чаще отдают в класс фортепиано, скрипки. Как и кем был выбран альт, и кто был вашим первым учителем?

— Я играл на скрипке, поступил во Львовскую десятилетку им. С.Крушельницкой. Моим первым учителем был Иван Иванович Шутко, к сожалению, ныне покойный. Именно у него я закончил школу и поступил во Львовскую консерваторию, к его жене Лидии Остаповне. Но у нее проучился только полтора года, потому что меня пригласили в Академию Менухина в Швейцарию. Если честно, то меня перевели на альт принудительно. Уровень исполнителей-скрипачей был чрезвычайно высок. На то время там были лауреаты международных премий — королевы Елизаветы, Липицера и других. Я просто  не подходил по уровню как скрипач, хотя имел определенный талант, меня считали одаренным скрипачом. Так случилось, что мне предложили альт попробовать, и как сказал Альберто Лысый, на то время директор школы: «А там будет видно». Именно так «родился» альтист Вийтович.

— Я слышала, что предложений, когда вы закончили школу, было много, и они были очень разного рода и, может, более интересные в финансовом плане, но вы выбрали Ковент-Гарден. Почему?

— Когда  заканчивал академию в Швейцарии, отослал свыше 40 писем в разные оркестры, по большей части в Европе, в частности в Германии. Получил три ответа: из Цюрихской оперы, из Лионской оперы и из Лондонского симфонического оркестра. Поехал в Цюрих, сдал экзамен, прошел в финал, но на то время никого не взяли. В Лион не поехал, а решил сделать попытку в Лондонский симфонический оркестр. Прошел экзамен, мне предложили trial — испытательный этап, который пролетел почти незаметно, — через полгода  мне предложили работу. Так что много приглашений на то время я вообще не имел, но Лондонский симфонический — один из лучших оркестров, который входит в так называемую пятерку лучших оркестров мира. Так что мне повезло.  В оперный театр пришел значительно позже — после шести лет пребывания в Лондонском симфоническом оркестре по приглашению тогдашнего главного дирижера оперы Бернарда Хайтинка. Он меня пригласил прослушаться, я прошел пробу, потом испытательный этап и получил работу. Но... с повышением, пошел на должность — концертмейстера группы. И кардинально изменил музыкальную ориентацию — из симфонической музыки перешел на оперную и балетную.

— Вы  много гастролируете и занимаетесь сольными концертами, играете квартеты, ансамбли. Как это началось и хватает ли времени?

— В последние пять лет у меня началась сольная карьера. Немного поздно, так как вообще сольная карьера начинается в юности или хотя бы когда человеку исполняется 20-25 лет, а не в 40, как у меня. Так случилось, что меня начали приглашать разные дирижеры ансамблей, в оркестры, играть сольные концерты, а также в качестве камерного музыканта. Вот в течение пяти лет эта деятельность  начала все больше наполняться,  теперь за год у меня выходит где-то 20 сольных концертов. Это несмотря на то, что я не имею агента. Играют определенную роль личные связи, знакомства. И в камерном исполнении выступал со многими коллективами, например Ансамблем Розумовского, который базируется в Лондоне, также в Лондонском симфоническом оркестре были солисты Лондонского симфонического оркестра, в оперном театре — солисты Ковент-Гардена, с которыми мы, кстати, приезжали на гастроли и в Киев. Также принимаю участие, поскольку  преподаю, во многих фестивалях: преподавательских, камерной музыки. То есть приезжают педагоги, студенты, даем уроки, потом играем камерную музыку. Дети выступают, педагоги выступают отдельно, потом — вместе с детьми. Это  очень большая музыкальная просветительская работа, которая проводится по большей части летом. Но есть некоторые фестивали, которые проходят на протяжении всего года. Так что работы  очень много. Недавно вернулся из Еревана, там был концерт с Ереванским национальным филармоническим оркестром, исполняли концерт Уолтона с Кириллом Карабицем, он дирижировал. В программе также были произведения В.Сильвестрова — И. Карабица и скрипичный концерт Бетховена, который исполнял концертмейстер Берлинской филармонии. Концерт прошел с очень большим успехом.

— Много лет вы живете в Великобритании, это для вас дом,  работа, которую вы любите, и — жизненные перспективы. Мир открыт для вас, но что для вас сегодня Украина и концерты и то, что происходит сейчас  в стране?

— Как говорит моя дочка, ей 15 лет, она рождена в Лондоне: «Я учусь в Англии, а живу в Украине». То есть всегда, когда есть возможность, на каждые каникулы ездит в Украину. Во Львов, в  Киев — все свое свободное время проводит в Украине, не видит другого места, где бы она хотела отдохнуть. У нее очень много друзей, так же, как и у меня. Мы все взаимосвязаны — родители во Львове,  Леся Степановна, мама моей жены, —  в Киеве, мы очень близко связаны. Они приезжают к нам, мы очень много времени проводим в Украине, минимум трижды в год  ездим.

Я не играл в Украине приблизительно лет девять. Если были некоторые концерты, то такого плана, как сбор средств на инструмент для школы или гала-концерт, посвященный  годовщине моей школы во Львове. Вот и все. По большей части даем концерты, чтобы собрать деньги на АТО. Эти концерты проводятся в Лондоне среди украинской диаспоры, в украинском клубе, и средства переводятся на АТО. То, что  могли, то и делали. Из Украины приезжали Марийка Бурмака и Тарас Чубай, а мы своими силами старались собрать людей — из Швеции, Финляндии, даже приезжали из Америки. Сейчас довольно много музыкантов живут в Лондоне. В настоящий момент с радостью  еду в Украину  на открытие фестиваля.

— А у вас есть какие-то личные планы, программы, которые вы хотели бы предложить Украине?

— Конечно, есть. Мы сейчас ведем переговоры со Львовом, с городом, где я вырос. Там есть фестиваль «Виртуозы», на который я был приглашен, хочу поехать на этот форум в мае и сыграть со своим пианистом Мирославом Драганом, у нас с ним ансамбль уже 20 лет. На первых порах мы очень много концертировали, а затем наши пути немного разошлись: я уехал за границу, а он остался во Львове. Будет очень приятно снова совместно сделать хорошую программу, которая будет состоять из всех произведений Брамса, которые написаны или переведены для альта. То есть это будет две сонаты Брамса для альта, скрипичное скерцо, которое переведено для альта, и будут две оригинальные песни, я не уверен, что они когда-то исполнялись в Украине. Это оригинальные песни для контральто и фортепиано. Есть приглашение в Одессу от Кармеллы Цепколенко на фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» современной музыки, на который, думаю, со своим коллегой-альтистом из Лондона приедем. То есть по меньшей мере трижды буду играть в Украине в ближайшее время..

— Всегда рады видеть вас в Украине, слышать вашу замечательную игру, но мы не закончили предыдущий вопрос. Так что для вас то, что происходит сегодня в Украине?

— Сейчас на моей Родине идет война. И это для меня очевидно. Это агрессия России. Люди погибают каждый день. А музыкальная жизнь  идет своим путем, и очень трудно отделить что-то от чего-то другого, потому что все взаимоувязывается. Я работаю в Англии. Здесь идут свои политические дела, Англия вышла из Европейского Союза, это также огромная политическая акция, и мы все ожидаем, что же будет дальше. Но насчет Украины хочу сказать, что очень бы хотелось поехать когда-то с концертами на Донбасс, в Днипро. Есть такие идеи, чтобы помочь армии, людям, которые воюют. Такие переговоры ведутся.

— У вас была встреча с М.Ростроповичем и его женой Г.Вишневской. Как это произошло?

— Это была вечеринка, очень приятная для нас всех. Ростроповича  мы пригласили после лондонского концерта, к нам домой. Это была наша первая квартира, куда мы приехали с женой Оксаной и где мы жили первые три года пребывания в Лондоне. Я не знал, что он придет вместе со своей женой, которая имеет репутацию человека настроения. Мы налепили вареников, столы ломились, но у нас была очень маленькая квартира. Был замечательный вечер, Галина Павловна даже пела в конце, была в прекрасном настроении, рассказывала истории о жизни в Москве, своей учебе, становлении М.Растроповича как музыканта, и вечер прошел просто очень тепло. Мы потом продолжали общаться как коллеги в течение трех-четырех лет, пока я не ушел из Лондонского симфонического оркестра, но  успел все-таки поиграть вместе и как солист. Пожелание и похвала Ростроповича для меня много значила,  и я это очень высоко ценил.

— У вас будет мастер-класс в НМАУ, ведь в Лондоне вы преподаете в Королевском музыкальном колледже. Общались ли вы раньше с нашими студентами? Наша музшкола считалась очень высокой, и как вы сегодня оцениваете то, что происходит сейчас?

— В Украине я никогда не преподавал.  За те годы, которые я работаю в Англии, меня не пригласили на ни один мастер-класс или какой-то обмен опытом, симпозиум или что-то подобное. Это и в Киеве, и во Львове. Поэтому у меня не было возможности давать открытые уроки. Но я знаю детей из Украины, которые учатся в Западной Европе. В свое время со мной учился Олег Каськив, другие украинцы, так же, как Алина Комисарова, Олесь Семчук, его сестра Свята Семчук, которая работает в Симфоническом оркестре, с которой я надеюсь встретиться на нашем концерте 1 октября. Мои контакты со студентами в Украине очень ограничены, исключительно дружеского плана. Мастер-класс в НМАУ станет первым, и  я к этому готовлюсь и надеюсь, что смогу чем-то помочь студентам академии.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ