Недавно в Киеве завершился VI Всеукраинский конкурс хоровых дирижеров. Он открыл новые имена и высокий профессиональный уровень участников, а финальный концерт лауреатов прошел с аншлагом в Малом зале Национальной музыкальной академии Украины. «День» побеседовал с основателем и вдохновителем конкурса, неизменным председателем жюри, заведующим кафедрой хорового дирижирования НМАУ, художественным руководителем и главным дирижером капеллы «Думка», главой Национального всеукраинского музыкального союза, академиком, профессором Евгением САВЧУКОМ:
— Конкурс проходит с 1999 года и ставит себе целью найти таланты. Большинство наших лауреатов хорошо работают. Так, Богдан Плиш — ныне главный хормейстер Национальной оперы Украины, а Рубен Толмачев успешно руководит известным детским хором «Дзвіночок», преподает в НМАУ. Но проблема состоит в том, что студенты-хормейстеры консерваторий, как правило, не имеют практики работы со своим «инструментом», то есть хором. Они учатся дирижировать под рояль в классе. А реальная практика, контакт с людьми — это еще один талант, умение, которое нуждается в постоянной работе. Поэтому при моем заведовании кафедры студенты НМАУ работают с хором уже со второго курса.
У нас довольно большая численность студенческого хора, и мы можем разделить его на два состава, так называемые практикумы. Начиная со второго курса, каждый студент выбирает соответствующее произведение и разучивает его с хором. И тут задача заключается не так в результате, как в обучении общаться с людьми, музыкальным материалом. И оказывается, что те, кто хорошо махал под рояль в классе, не всегда могут справиться с хором, реальным звучанием. А конкурс хоровых дирижеров — высший уровень для тех, кто действительно видит себя в этой профессии.
Конкурсу много лет, но он — всего шестой. По положению он должен проводиться каждые три года, к тому же в 2014-м очередной конкурс не состоялся так, как должен был бы, поскольку начались проблемы на востоке Украины.
Мы привыкли говорить, что мы певчая нация. У нас есть способные люди, но перспективы приложения их умения сейчас неопределенные. Конкурс стимулирует человека проявить себя, побуждает к действиям.
«ФОЛЬКЛОР — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ХОРМЕЙСТЕРА»
— Какие были особенности в проведении нынешнего конкурса?
— К нам поступили 33 заявки. Первый тур обычно был делится на два этапа. Начальный — под рояль, чтобы мы увидели определенную картину, был какой-то отсев, а второй — с хором. Но проанализировав ситуацию, я понял, что мы должны предоставить всем участникам возможность сразу работать с живым хором. Думаю, что от этого выиграли все.
Первый тур обслуживал хор нашей музыкальной академии — два половинных составы попеременно. Потому что по 20 минут 33 участника — представьте себе, сколько нужно напеть! Физически это невозможно.
Мы с самого начала конкурса стремились охватить всю страну. Вот и в этот раз, несмотря на то, что не было участников из Крыма, Донецка, Луганска, у нас было достаточно почтенное представительство разных регионов.
— Среди произведений, которые давались на выбор, много опусов Бориса Лятошинского...
— Мы пытаемся быть последовательными, рекомендовать произведения как по степени сложности, так и разные по стилю, чтобы можно было видеть, как раскрывается конкурсант. К тому же, они все должны быть в равных условиях.
Например, первый тур в этом году — обработки народных песен Бориса Лятошинского (из 30 мы выбрали 7). С народной песней нужно уметь работать. Фольклор — обязательный этап обучения хормейстера. Это как, например, пианист должен играть Баха (инвенции, прелюдии и фуги и т.п.). Народная песня связана со словом, мелодикой, национальным духом. У нас сейчас об этом не говорят, но напомню, что работа хормейстера связана с людьми, люди — это духовная основа, а в народной песне она как раз и скрыта: здесь воспитывается и тот, кто поет, и тот, кто слушает, и тот, кто дирижирует, — он заземляется. Ведь если свою песню не знаешь, то и чужой не постигнешь.
Такая моя позиция сформировалась еще тогда, когда я пять лет работал с Анатолием Тимофеевичем Авдиевским в Хоре им. Г.Веревки. Чрезвычайно важно, чтобы каждый хормейстер прошел такую школу. И тогда он поймет свой народ и свое место. Может это как-то банально звучит, но это правда. Причем такой подход не мешает иметь дело с образцами мировой музыки, а наоборот, помогает услышать других лучше.
— Не планировали сделать конкурс международным?
— У нас были такие намерения. Основная сложность заключается в финансировании. Национальный всеукраинский музыкальный союз получает средства через Министерство культуры. Для того чтобы выйти на международный уровень, следует действовать через Кабмин, как, скажем, было с Конкурсом симфонических дирижеров им. Стефана Турчака. Международные конкурсы — очень дорогие акции, поскольку связаны с большим призовым фондом, оплатой работы жюри, транспорта, гостиницами, арендой больших залов, оркестров и пр.
В целом же отмечу, что наше хоровое искусство в последнее время переживает непростые времена. В свое время я побывал в Италии на конкурсе хоров (именно хоров, а не дирижеров). Так вот, у них меньшая часть конкурса — певчая, а большая — дискуссии о том, как улучшить воспитательную роль музыки, поставить работу с хором так, чтоб воспитать интеллигентного, культурно образованного человека. У нас даже близко таких разговоров нет и не было! Хоры в общеобразовательных школах стали большой редкостью, даже предмет «Музыка» выродился и сейчас это уже проблема...
«К КОНЦЕРТУ В КИЕВЕ БЫЛИ ПРИВЛЕЧЕНЫ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ СО ВСЕГО МИРА!»
— Подготовка конкурса — дело кропотливое и длительное, но вы не прекращали работать над другими масштабными проектами. Расскажите о важнейших из них?
— Среди действительно больших и весомых международных проектов начала концертного сезона при участии «Думки» назову правительственный концерт в Национальной опере Украины, который завершил неделю мемориальных мероприятий, посвященных 75-й годовщине гибели невинных жертв в Бабьем Яру.
Организаторы обратились к нам по рекомендации известного композитора Евгения Станковича. К 50-летию тех трагических событий 25 лет назад маэстро написал развернутое произведение для хора, солистов и симфонического оркестра «Бабий Яр» на стихи Дмитрия Павлычко, которое впервые исполнила именно капелла «Думка». В начальном варианте программы в концерте должна была также звучать Девятая симфония Бетховена, которую потом заменили на «Немецкий реквием» Брамса. Акция для нас была сложной в первую очередь тем, что оба произведения — и Станковича, и Брамса — пришлось петь наизусть, да еще и с театрализацией в костюмах (режиссер-постановщик — Аннехин Курселман из Голландии). К концерту-реквиему были привлечены деятели искусств со всего мира: Гамбургский симфонический оркестр, Национальная капелла «Думка», солисты из Канады, Англии, Израиля и Германии. За дирижерским пультом стояла молодая талантливая Оксана Лынив, которая начинала свою карьеру во Львовском театре оперы и балета, работала с самыми известными европейскими оркестрами, а в настоящее время является дирижером Баварской государственной оперы в Мюнхене. Солисты: сопрано — Гал Джеймс (Израиль), тенор — Бенджамин Баттерфилд (Великобритания), бас-баритон — Павел Гунька (известный певец с украинскими корнями из Великобритании). Последний не только хороший вокалист, но и оказался прекрасным актером. Эта торжественная международная акция проходила на высоком государственном уровне. Для «Думки» это была очень большая творческая работа, и мы довольны ее результатом.
— Недавно «Думка» выступала с большим концертом в Польше...
— Да. Он проходил в Варшавской филармонии. Автором идеи и организатором этого концерта стал польский дирижер украинского происхождения Роман Ревакович, который много и плодотворно работает над украинско-польскими музыкальными связями. Красивый зал филармонии был полностью заполнен! Мы работали в Польше не раз, бывали и в этом зале. В частности, в Варшаве с Кшиштофом Пендерецким года четыре назад исполняли «Страсти от Луки». Пели также его «Кредо», — в том числе и в Кракове, Варшаве.
Программа, которую подготовила капелла «Думка», была интересной. Первое отделение, которым дирижировал Ревакович, состояло из духовных произведений: звучала украинская музыка, а также опусы польских классиков Гурецкого и Пендерецкого. Во втором отделении, уже под моим руководством, звучали популярные произведения, в том числе Зубицкого, Станковича и Сильвестрова, — то есть широко была представлена украинская музыка.