Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник, который завораживал тайными смыслами

О Казимире Малевиче снимут фильм
10 июня, 2020 - 10:02
КАРТИНУ «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ», НАПИСАННУЮ В ОСНОВАННОМУ ХУДОЖНИКОМ СТИЛЕ СУПРЕМАТИЗМУ, МАЛЕВИЧ СЧИТАЛ ВЕРШИНОЙ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА

15 мая исполняется 85 лет, как ушел в Вечность Каземир Северинович Малевича (1878—1935 гг.) — выдающийся деятель украинского авангарда, основатель супрематизма, один из основателей кубофутуризма, педагог и теоретик искусства. Сейчас готовится кинопроект о художнике по инициативе продюсерской компании 435 FILMS. Режиссером фильма выступает Дария Онищенко, сценарий написан Дарией и Анной Паленчук, продюсером и генеральным директором компании. Этот проект попал в сценарную лабораторию известной европейской программы MIDPOINT, где у создателей фильма будет возможность посоветоваться с профессионалами компаний Netflix и HBO.

Тайны из жизни великого художника, история его детства в Украине, формирование как художника под влиянием украинского народного творчества, создание супрематизма как нового направления в искусстве, изображение на полотнах трагедии Голодомора, преследования художников-авангардистов советским режимом и непрестанная вера в то, что искусство должно быть свободным. Все это должно войти в новый художественный фильм.

В основе байопика — история противостояния абстракциониста Казимира Малевича с известным конструктивистом Владимиром Татлиным. Эксцентричные и неординарные личности, привлекательные и харизматичные мужчины, эти художники всю жизнь соревновались за признание своего творчества. Но чем успешнее становился Малевич, тем внимательнее за ним следило НКВД.

«Малевича знают как выдающегося художника ХХ века и автора одной из самых известных картин мира «Черный квадрат». В нашем автобиографическом фильме мы хотим показать Малевича-личность, человека, который любил, дружил, радовался, страдал и стремился к свободе творчества, за что всю жизнь преследовался НКВД», — комментирует сосценарист и продюсер фильма Анна Паленчук.

Кстати, в автобиографических воспоминаниях Малевич рассказал, что идея «Черного квадрата» родилась во время работы над оперой Крученых: художник «увидел» свою квадрат на заднике декорации. В 1915 г. К.Малевич участвовал в первой выставке футуристов «Трамвай В» и написал манифест «От кубизма к супрематизму, напоминает 24smi.org. Новый живописный реализм». В манифесте Казимир Малевич обосновал новое направление авангардизма — супрематизм (от латинского супрем — доминирование), основателем которого являлся. По замыслу Малевича цвет доминирует над другими свойствами живописи, и краска на полотнах «освобождена» от подсобной роли.

На футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич экспонировал 39 полотен, объединенных названием «Супрематизм живописи». Среди работ нашлось место его знаменитому произведению «Черный квадрат». Картина — часть триптиха, в который вошли «Черный круг» и «Черный крест»... Гонения на художника усилились в 1927 году. Советская власть не простила Малевичу признания на Западе и поездки в Германию. В 1930 году Казимира арестовали, заподозрив в международном шпионаже. Возмущение со стороны западных СМИ и коллег заставило власть выпустить художника на свободу через 2 месяца. Страх наказания не сломал Малевича, и он «рассказывает» с помощью кисти и полотна ту правду, которую видит: крестьяне на картинах кубиста — манекены без лиц на фоне плодородных полей. Таким Казимир Малевич видит население сел после раскулачивания и коллективизации...

В 1933 году Малевичу поставили страшный диагноз: рак. Болезнь прогрессировала: в 1935-м мастер уже не поднимался с кровати. Бедность — Казимир Малевич не получал пенсии Союза художников — и неизлечимая болезнь быстро свели метра в могилу: его не стало 15 мая. Зная о скорой смерти, он спроектировал свой последний приют — крестообразный гроб, в котором его тело лежало с раскинутыми руками: «распластавшись на земле и открываясь небу»...

«Хотя некоторые искусствоведы до сих пор упорно называют Малевича и Татлина российскими художниками, хотя они оба провели свое детство в Украине, разговаривали на украинском языке. Татлин еще и играл на бандуре. А Малевич неоднократно подчеркивал, что на его формирование как художника повлияли именно украинская культура и украинская история, — отмечает режиссер Дарья Онищенко. — Нам важно передать образ и внутреннюю суть героя. Любовь, страсть, разочарования, мечты, слава, взлеты и падения, преследования, аресты и многое другое — в этом фильме будет все то, что необходимо для успеха среди широкой аудитории в Украине и за рубежом».

К работе над фильмом были привлечены эксперты-искусствоведы из Украины и из-за рубежа, историки. Главный консультант проекта — Татьяна Филевская, известная своим документальным фильмом о жизни и творчестве Казимира Малевича, а также автор книг, рассказывающих о жизни Малевича в Украине.

Каземир Северинович был не только художником, но и философом, преподавателем, поэтом. Он создал совершенно новую школу искусства, перечеркнул законы прошлого и смело заглянул в будущее — об этом фильм. Прожив насыщенную поисками жизнь, первопроходец авангарда подарил нам, потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины до сих пор современны.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ