Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И честь, и вызов

В Киеве (в Довженко-Центре) открылся Музей кино
17 сентября, 2019 - 10:01

После Революции Достоинства наблюдаем волну подъема украинских фильмов. Поэтому абсолютно закономерным выглядит институционализация этого прогресса в создании Музея кино. Именно он может стать фундаментом, координационным центром и генератором того, чтобы об украинском кино (не только современном) знали больше.

Уже первая выставка открывает почти забытый для нас мир Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ). Это время расцвета украинского кино, опыт которого является ценным и для дня сегодняшнего. Потому что «три кита» — эффективная финансово-экономическая стратегия, инклюзивная кадровая политика, которая давала возможность привлекать мастеров из разных сфер и стран, многообразие контента, — остаются актуальными и в настоящее время. Поэтому какой была история ВУФКУ? И как удалось подобрать формат, чтобы интересно и глубоко рассказать о ней?

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ

Как отметила Елена ГОНЧАРУК, руководительница Музея кино Довженко-Центра, открывать музей выставкой о ВУФКУ — и честь, и вызов. С одной стороны, она замечает, что как украинский кинематограф, так и Музей кино, зарождается из ВУФКУ. В то же время избрание этой темы значительно усложняло и без того непростое задание для команды музея.

— Мы оказались перед несколькими вызовами. Первый — специфика наших фондов, — рассказывает Иван КОЗЛЕНКО, генеральный директор Довженко-Центра. — У нас это фильмы, которые имеют носитель: цифровой или пленку. Но как очень специфические медиа они не могут быть показаны в музейном пространстве другим способом как проекция, которая является нестабильным способом демонстрации экспонатов». Поскольку сначала команда Довженко-Центра отталкивалась от традиционного взгляда, что основой музея является коллекция, возникло задание, как ее пополнять, потому что привычных, «трехмерных», экспонатов было мало. Стало понятным, что нужна новая концепция музея.

Благодаря то ли специфике своей коллекции, то ли креативности мышления работников, то ли всем этим факторам вместе, авторам выставки удалось даже опередить время в своем виденье новой институции. Потому что Международный совет музеев (ICOM) только в июле предложил новое определение музеев, которое можно сформулировать как пространство общественного диалога для анализа прошлого и будущего. Таким образом идея «мы хотим рискнуть создать музей, динамичный, как само кино» (как ее сформулировала Елена Гончарук) получила легитимный фундамент для воплощения.

Еще один вызов заключался в том, что экспонатов с 1920-х годов в коллекции Довженко-Центра было немного. Впрочем, эту тему работники изучали в течение восьми лет. Поэтому даже в 2015-ом, как отмечает Елена Гончарук, «уже были наши самостоятельные исследования, требовавшие обнародования, пространства, где их можно было бы презентовать, положив начало дискуссии. Ведь нужно, чтобы была обратная связь между экспозицией и публикой». В 2019 году это пространство наконец появилось.

ВОСТАНОВЛЕННЫЕ КАДРЫ ИЗ УТРАЧЕННЫХ ФИЛЬМОВ

Выставка разместилась на первом и пятом этаже Довженко-Центра, охватив свыше 1500 кв.м. Благодаря тому, что она была создана в сотрудничестве с рядом других украинских музеев (Национальный художественный музей Украины, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Государственный политехнический музей и др.), можно увидеть немало вещей, которые связаны с кино. Однако, конечно, центральными экспонатами выставки стали сами фильмы, многие фрагменты из которых посетители могли увидеть впервые. Хоть по статистике 54% игровых полнометражных фильмов ВУФКУ утрачены, впрочем, немало все-таки удалось сохранить. Часто не из лучших побуждений их цензурировали и откладывали. И даже из тех фильмов, которые потеряны, коллектив Центра нашел кадры, в частности, используя «Киножурналы» — тогдашнюю хронику вроде нынешних новостей.

Также команда Довженко-Центра решила повторить опыт ВУФКУ, которое привлекало к работе разных мастеров. «Мы пригласили людей, являющихся культурной элитой, поработать с утраченным кино, точнее с редкими спорадическими артефактами, которые сохранились (кадр, интертитр, сценарный лист). Проработать, переосмыслить их и создать новый художественный объект, инсталляцию в жанре, в котором работают эти мастера», — объясняет руководитель Киноархива Довженко-Центра, сокуратор выставки Станислав МЕНЗЕЛЕВСКИЙ.

«ВЫ МОЖЕТЕ УСЛЫШАТЬ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ ГОРОДА»

Поработали организаторы и над музыкальным сопровождением. «Говорят «немое кино», но в действительности это миф, потому что все фильмы демонстрировались в сопровождении. Это могла быть музыка-импровизация, потом специально написанная музыка к конкретным фильмам, — комментирует Станислав Мензелевский. — Часто люди просто читали интертитры для несведущей аудитории, есть традиции, когда эти интертитры озвучивали в ролях. Поэтому звук всегда присутствовал в фильме. Мы тоже хотели воспроизвести этот опыт. У нас есть несколько уровней инсталляции».

На пятом этаже, одной из них является музыкальное сопровождение, созданное Аллой Загайкевич. По словам Станислава Мензелевского, это работа с разными жанрами и формами музыки, которые сопровождали кино. А на первом этаже во время просмотра экспозиции, посвященной городу, можно услышать что-то действительно необычное. «Это данные из приемников, которые транслируют запись звуков в разных точках Киева в реальном времени и аккумулируются здесь. Поэтому вы можете услышать то, что происходит в настоящий момент в разных точках города», — объяснил Иван Козленко.

ДВА ДЕСЯТКА ФИЛЬМОВ В ГОД

Смысловая композиция выставки состоит из трех основных частей — успешная монополия, интердисциплинарная платформа и мировой резонанс. И все это рассказано в виде истории, как мы попадаем в город (первый этаж), идем в кинотеатр и за его кулисы (пятый этаж).

ВУФКУ было основано в 1922 году, оно владело монопольным правом на управление украинским кинопроизводством и подчинялось непосредственно Народному комиссариату образования УССР. Сначала удавалось выпускать четыре фильма в год, но уже в 1927 году — цифра достигла двух десятков. О творческом подъеме свидетельствуют и такие данные: сначала в институции работало 47 работников, а в 1926—1930 гг. их количество достигло 736 (из них почти треть — это творческие кадры).

На выставке также есть статистика относительно того, какие фильмы ВУФКУ были самыми дорогими. Первое место занимает «Тарас Шевченко» (288 тысяч карбованцев). Для сравнения: «Земля» Александра Довженко — 104, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова — 28 тысяч крб. Также желающие могут увидеть макет наибольшего павильона Киевской кинофабрики. Он был создан с использованием 3D-печати, часть макета подана в разрезе.

УКРАИНСКАЯ КАРТИНА, НАЙДЕННАЯ В ФИЛЬМОФОНДЕ ТОКИО

Одно из ключевых мест на выставке занимает часовая ось. Ее началом является создание одесским инженером Иосифом Тимченко в 1893 г. первого киноаппарата (на два года раньше, чем во Франции). «Сначала аппараты не предусматривались для демонстрации кино. Это были технологические чудеса, их показывали на ярмарках. Если посмотреть на первые афиши, то сначала написано «Синематоскоп Люмьеров» и дальше, небольшими буквами, название какого-то фильма», — рассказывает во время экскурсии по выставке Станислав Мензелевский.

На часовой осе отмечены основные события как в Украине, так и мире. Например, когда на экраны Украины выходит «кубиотический» фильм Ивана Кавалеридзе «Ливень», в Голливуде состоялась первая церемония награждения американской киноакадемии («Оскар»). «Мы хотели вписать историю украинского кино в мировой контекст, поэтому представлена наша история и параллельно то, что происходит в мире, — рассказывает Станислав Мензелевский. — Потому что советская историография вынимает себя из исторического мирового контекста. Но нужно понимать, что советская Украина была интегрирована в него, она не существовала на безлюдном острове. Украинские режиссеры смотрели иностранные фильмы и создавали собственные под их влиянием».

Неблагоприятные условия дистрибуции (российская киноиндустрия давала в Украину 10 лент, а брала 3) побуждали искать рынки за рубежом — Прага, Париж, Лондон, Берлин, Амстердам, Гаага, США, Канада. Самое свежее из открытий — полнометражный научный фильм «Человек и Обезьяна». Он был найден в фильмофонде Токио. Часть украинских фильмов ВУФКУ находится в России.

Доказательством того, что наши мастера прекрасно знали мировой контекст, является тогдашний комикс, как бы сняли фильм о Тарасе Бульбе в разных странах: в Голливуде превратили бы в романтическую комедию, немцы сняли бы в стиле экспрессионизма, во Франции прибавили бы абстрактности, геометричности, а Совкино превратило бы ее в картину о казаках в шароварах, которые только то и делают, что танцуют гопак. Как отмечает Станислав Мензелевский, такой образ станет единственно возможным в 30-е годы, когда украинское кино потеряет автономность, «Украина уже не будет современной городской культурой, а превратится в обычное приложение к Москве».

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

На пятом этаже попадаем в зону кинотеатра, где можно увидеть редкие афиши, а также просмотреть фрагменты из фильма «Алим». А дальше — направляемся за кулисы, в зону междисциплинарной лаборатории.

Важной является связь кино с театром «Березиль» Леся Курбаса. Как рассказала сокуратор выставки Анна ОНУФРИЕНКО, актерская манера игры первого профессионального украинского театра в значительной степени стала основой для ВУФКУ. Не меньшей была и роль писателей, ведь именно они тогда становились сценаристами кинолент. В связи с этим на выставке можно увидеть редкие издания.

Интересной является идея привлечения современных писателей. Авторы выставки взяли «либретто» (которое раздавали зрителям перед фильмом, чтобы люди могли сориентироваться о чем он, если не поймут) и предоставили их современным писателям, чтобы те над ними «поработали». Результаты можно увидеть на выставке (отрывки), а полные тексты размещены в каталоге.

Еще одной связью с современностью является то, что в тумбе для афиш находятся VR-очки, в которых можно просмотреть фильм «Проданный аппетит». «Поскольку кино в 20-х было новым медиа, сверхсовременным для того времени, то хотелось привлечь какие-то интересные нынешние разработки», — комментирует Анна Онуфриенко.

Также есть зона операторской работы, где можно увидеть приемы или видео самих операторов, на которых они появляются в кадре. Более того, здесь сделан и второй этаж, который напоминает обзорную площадку. На нем можно посмотреть фильм «Земля» с разными саундтреками, как уточнила Анна Онуфриенко: «классический; современный, написанный группой «ДахаБраха», который мы заказывали; начитка розгромного критического фельетона Демьяна Бедного, от которого Довженко поседел в буквальном смысле. И вы увидите, как по-разному можно смотреть кинематограф с разным звуковым сопровождением».

ДОВЖЕНКО СНАЧАЛА ТЯГОТЕЛ К СЪЕМКАМ КОМЕДИЙ И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ

Сокуратор выставки Александр ТЕЛЮК рассказал о выдающихся фигурах украинского кино и его многообразии. Среди первых — имена Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Дзиги Вертова. Оказывается, что Довженко сначала был художником (его шаржи тоже экспонируются на выставке), а затем, уже в роли режиссера, он тяготел к съемкам комедий и приключенческих фильмов. Но впоследствии он все же находит себя в авторском кино.

Иван Кавалеридзе учился в Европе, был скульптором. «Став режиссером, он продолжил скульптурную тему — начал снимать кино, в котором были очень статичные мизансцены, там актеры мало двигались, был темный фон», — рассказывает Александр Телюк. Среди самых известных фильмов Кавалеридзе — «Ливень», который, к сожалению, не сохранился, от него осталось лишь 23—25 кадров.

Еще одна важная фигура — всемирно известный режиссер документального кино Дзига Вертов. Его лента «Человек с киноаппаратом» (1929) в 2014 году признана самым выдающимся документальным фильмом всех времен, согласно кинорейтингу, который обнародовал Британский киноинститут (BFI).

В этой части экспозиции показаны и разные типы фильмов. Среди них исторические — например, фильм «Спартак», который имеет уникальную историю и стал возможен благодаря инклюзивний кадровой политике (турецкий режиссер Эртугрула Мухсин-бей приехал в Украину и снимал у нас сюжеты по истории Рима). Отдельная страница в истории советских фильмов — культурфильмы, в которых рассказывали, как бороться с болезнями, вредителями и тому подобное. Обычно, как рассказывает Александр Телюк, их ставили в начале фильмов, это было своего рода просветительство, поскольку многие люди не умели даже читать.

Заслуживает внимания и особый «коридор террора», который дает более детальное понимание произошедшего в последующие годы. Там есть протоколы из допросов, редкие фото. Он как раз и объясняет, почему исчезало украинское кино.

ЭТО НЕ ПРОСТО ЭКСПОЗИЦИЯ

Узнать больше о ВУФКУ можно не только благодаря экспозиции. «Вместе с музеем открылось также детское пространство со своими мероприятиями, кинолекторий. Будет отдельная программа перформансов. То есть «ВУФКУ» — это не просто экспозиция, но и огромный спектр событий, которые будут длиться в течение выставки», — отметил Иван Козленко.

Генеральный директор Довженко-Центра также анонсировал, что в следующем году приблизительно в этих числах запланировано открытие медиапапки. «Медиапапка в настоящий момент существует в виртуальном пространстве, была сделана огромная работа по созданию сайта vufku.org, на котором опубликованы все материалы наших исследований вуфкивского периода. — рассказывает Иван Козленко. — Через год она откроется физически и разместится на втором этаже. Это будет транспарентная, стеклянная зона. Мы надеемся, что эта прозрачность также будет символизировать доступность тех артефактов, которые были представлены в медиапапке, она будет работать как интерфейс всех доступных нам материалов в цифровой форме».

В целом, очень символичным является логотип выставки. Его основой стала эмблема ВУФКУ — мужчина с факелом, из которой команда Довженко-Центра взяла лишь образ огня. Это, в частности, свидетельствует и о том, что если раньше знания «насаждались» сверху (ведь практически все фильмы так или иначе имели идеологическую составляющую), то теперь Музей кино лишь зажигает интеллектуальный огонь. А решать — пополнять свои знания об истории успеха ВУФКУ или нет — нам самим. И с решением стоит спешить — выставка работает только до 1 декабря.

Мария ЧАДЮК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ