Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Игнорировать историю – очень опасная штука»

Несколько впечатлений о VI фестивале «Новая Европа» (Германия)
5 декабря, 2019 - 10:40
СПЕКТАКЛЬ «ДЕТИ И ВОЙНА» — НЕ ТОЛЬКО ВОСПОМИНАНИЯ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ, НО И ШОКИРУЮЩИЕ ИСТОРИИ О НАШЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ, В ЧАСТНОСТИ «ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ», КОТОРАЯ СЕЙЧАС ПРОДОЛЖАЕТСЯ НА ДОНЕТЧИНЕ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГЕТЕ-ИНСТИТУТОМ

Если Германия и приглашает украинских актеров, режиссеров, детей на фестиваль, то она хочет услышать наши мнения, ощущения лихолетья и те животворные художественные идеи украинского Курбасовского экспериментального театра, которые десятилетиями находились в искусственной изоляции. Почему я вспоминаю Леся Курбаса, потому что веду свою творческую родословную от него через его ученика Бориса Тягна, который преподавал у нас — Б.Ступки, Б.Козака, меня... мастерство актера, вложив в основу нашего актерства «умное арлекинство». В Кельне я играла в спектакле «Дети и война» (кстати, «День» писал об этой постановке, которую представляли в Киеве два года назад и которая вызвала резонанс в театральных кругах), а также принимала участие в мастер-классах.

Светлана ФУРЕР, художественный руководитель фестиваля говорит: «Почему меня беспокоит тема войны? Потому что войны сейчас идет в Украине — влияют на все, хотя многие люди и не хотят этого ни знать, ни замечать. Игнорировать историю — очень опасная штука... Нужно и знать, и говорить об этом и помнить это! СМИ в Германии не очень много о войне говорят, и это неверно. Потому что это касается очень многих людей, целых стран, всей Европы. Если родители не проговаривают какие-то ситуации, это остается внутри семьи, внутри народа. Если встать на метауровень, который над этим всем, над политическим, война — это ужас, особенно для детей, которые переживают ее сейчас в Донецке непосредственно...

Перед репетициями спектакля «Дети и война» мы устроили целый день, когда каждый, кого это касается, рассказывал свою историю. Мне было важно объединить всех, именно потому, что это дети. Ребенок хочет мира, любви, понимания, мира, игрушек. Мне хотелось, чтобы нас услышали. У нас была сначала вообще идея поставить весь спектакль по  книге Светланы Алексиевич «Последние свидетели». Часть этих рассказов вошла в спектакль. Одно из средств работы документального театра, когда после спектакля идет обсуждение, разговор с публикой. Мне кажется, милитаризация общества — это ужасно. Для меня было важно состояние семьи во время войны и после войны. И говорить об этом нужно по-настоящему глубоко и эмоционально, а так тяжело по-настоящему об этом говорить...»

ПОЧЕМУ «НОВАЯ ЕВРОПА»?

В рамках театрального фестиваля «Новая Европа» Молодой театр Кельна организует для 30-ти молодых людей Кельна, в возрасте с 14 до 27 лет, детей из Украины трехдневную программу мастерских в театре COMEDIA и в Freies Werkstatt Theater Koln. Вместе с международными театральными экспертами участники феста сценически работали над проблемами идентичности и родины, солидарности и дискриминации, эмиграции и европейского единства, опираясь на собственный опыт и переживания. Созданные таким образом документальные сцены будут представлены во время фестиваля. Этот творческий проект, созданный при поддержке фонда Aktion Mensch,  бесплатный для молодежи.

Маленький зал Театров COMEDIA и в Freies Werkstatt Theater Koln всегда был переполнен. В первые два дня форума молодые люди имели возможность вместе с публикой просмотреть профессиональные документальные спектакли.

Я играла в спектакле «Дети и война (режиссер С.Фурер, художник Г.Берштайн, хореограф И.Пасти, музыка М.Бернхольд), в сценическом пространстве которого существовали немецкие актрисы В.Львивская, Я.Горобей, О.Кюн, А.Клее, австрийский актер В.Шрейер и я, украинская актриса, со своей языковой мелодикой слова и песни. Почему я, актриса Национального театра им. И.Франко, заинтересовала режиссера? Светлана Фурер написала: «Меня поразили вы в спектакле «Дневники Майдана» (режиссер А.Май) — это было невероятно сильным, лаконичным и одновременно страстным описанием и проживанием истории. Как заключительный  аккорд прозвучала истории женщины, которая жила Майданом. И потому, когда мы стали делать спектакль о войне и хотели найти кого-то, кто мог бы аутентично и художественно одновременно существовать на сцене, мы решили, что будет прекрасно, если вы будете в ансамбле с немецкими актерами». Пластический рисунок спектакля «Дети и война» музыкально очерчен четко и просто режиссером и хореографом. При этом сохранялась внутренняя раскованность, эмоциональность, мне даже казалось, изысканность в прямом диалоге с публикой. Кто знает, какую боль вызывает время, которое течет и так быстро? Как удалось так понятно и просто передать внутреннюю тревогу за это время, в котором мы живем? Одно скажу — это беспокоило, волновало и немцев взрослых и маленьких, и наших украинских взрослых и детей... когда в спектакле вдруг неожиданно возникала возможность трагического дыхания нашего времени. Действительно тяжело говорить о войне, которая была и которая идет сейчас в Украине, говорить политически, тонко, куражно, философично, детально. И дело не в психологическом драматизме, не в парадоксальном звукоряде спектакле, в котором звучат паузы сердечного молчания, не в актерской трансформации, предложенные режиссером, а в твоей жизненной позиции, в твоем одиночестве иногда, том одиночестве, которое предчувствуя, оставляет проблему мыслящего, крайне нервозного человека...

Отдельные эмоциональные вспышки актеров возникают в воспоминаниях и исчезают в душах зрителей. И решение черного сценического пространства с подвешенными пульсирующими красными свитами-фресками художника создавали сложные взаимоотношения между современными актерами с их извечной тоской счастливого бытия и аллюзиями Бабьего Яра. Действительно, режиссером С.Фурер проделана огромная профессиональная работа, которая без лишней суеты, скепсиса, иронии, предлагает людям очиститься от скверны бытия... И это вызвало у зрителя большое доверие и веру в Человека.

В рамках фестиваля проходили чтения дневника Полины Пушкиной из Донецкой области. Этой страницей художественно руководил Андрей Май.

— Мы познакомились на нашем фестивале, увидев спектакль «Дневники Майдана»  в режиссуре Андрея Мая, — говорит С.Фурер. —  Спектакль поразил меня. Это было единственное свидетельство с места событий, — очень открытый, очень искренний и чистый спектакль — было настолько невероятно слышать и видеть его — было ощущение, что ты находишься прямо на месте событий. И это было абсолютно необходимо услышать в Германии, потому что на тот момент никто не знал и не понимал на самом деле, что же произошло и что было собственно на Майдане».

И я, слушая дневник девушки, чувствовала, как драматизм событий, которые она испытала, рвет в твоей душе гармонию и тихое согласие с миром, вызывая необычайно выразительную нервную силу, которая закручивалась в пульсирующую,  летучую  спираль мысли о твоем бытии сегодня. Пожалуй, самой эмоциональной для меня  страницей феста стало, когда немецкая девочка сказала плача: «Мне стыдно, что я хорошо живу» (и вспомнилось сказанное немецким режиссером П.Штайном: «Немцы — очень сентиментальны»), но дело было не в сентиментальности человеческой, а в несогласии душевном жить на военном бомбовом перепутье... А наши дети из Авдеевки, Славянска, Мариуполя, Донецка, Луганска (спасибо Украинскому фонду культуры, которые помогли осуществлению их приезда, и мэрии города Кельн) репетировали под руководством режиссера Андрея Мая еще одну свою композицию, наполненную их ощущениями, предостережениями, неприятием войны, которую они ежедневно слышат. И главное мнение их бытия сегодня: «Самое лучшее в жизни — это — жизнь»! И возникало ощущение не «безразличной природы» (А.Чехов), а огромного свободного пространства от Германии до Украины, наполненного раскованностью, человеческим достоинством и свободой духа. И поражающая естественность и органичность существования детей, их вера в восход и закат солнца, возвращала истинный и прекрасный смысл, смысл нашего существования.

Лариса КАДЫРОВА, народная артистка Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ