10 и 12 мая Липцын презентует свою версию гоголевской классики — «Игроки». Театралы это событие не пропустят, т. к. Олег Липцын — режиссер самобытный, творческий, интересный, а каждая новая работа — итог поисков и оригинальных находок. В своем режиссерском активе Олег Липцын поставил более пятидесяти спектаклей на сценах Киева, Москвы, Сан-Франциско, Парижа; идут его постановки в Канаде, Германии, Австрии, Испании и даже в далекой Индии. Липцын не только известный режиссер, но и великолепный актер, ярко раскрывшийся в пьесах Гоголя, Достоевского, Горького, Хвылевского, Дармса, Софокла, Беккета (более тридцати ролей). Он еще и прекрасный педагог — художественный руководитель Киевского магистерского курса режиссуры драмы, профессор драматического искусства Франции, ведущий преподаватель Высшей школы кино и телевидения Германии, преподаватель кафедры актерского мастерства (Москва)... Олег Феликсович Липцын завоевал многочисленные театральные премии, в т. ч. «Эксперимент» Союза театральных деятелей Украины и «Киевскую пекторалъ» (за лучшую режиссуру и лучший спектакль)...
— В искусство меня привело то внешнее, что дано нам извне. Мне не кажется, что есть какая то логика прихода в искусство, внутренняя, человеческая, — признался Олег Липцын. — Может быть талант есть какое-то предчувствие того, что мы называем искусством, т.е. немного другого пространства, другой реальности нематериального мира... С момента рождения, а вернее, зарождения, человек уже запрограммирован. Тяга к искусству сродни нашей генетической памяти, или предчувствия будущего... Моя семья техническая, довольно прагматическая. Но по душевному складу мама была для меня эдаким внутренним толчком. По отцовской линии четко прослеживаются музыкальные корни — бабушка, дедушка... Папина мама была в детстве музыкальным вундеркиндом. До сих пор я не могу расстаться с прекрасным, очень старым, древнейшим немецким фортепьяно. Чувствую, что какая-то связь через него есть с внешним миром...
Скорее всего, именно этим руководствовался молодой инженер Олег Липцын, когда в 1983 г. поступил в ГИТИС на актерско-режиссерский курс корифеев сцены Михаила Буткевича и Анатолия Васильева. Потом была работа в московской «Школе драматического искусства», театре «Шаубюне» (Германия). Олег Липцын занимается театром потому, что человеку свойственно самовыражаться, это его профессиональная деятельность, он живет этой работой. Хотя это вовсе не значит, что ничего другого Олег делать не умеет (по первому образованию он инженер), но театр Липцыну нравится больше всего.
— Для меня режиссерский подход — процесс моих отношений с профессией, — говорит Липцын. — Я стараюсь понять драматургическую структуру текста, переосмыслить ее, объяснить актерам, помочь им овладеть этой структурой, оформить актерскую игру в единое целое — в спектакль. Мое жизненное кредо по отношению к актерам: «Ваша свобода — это моя осознанная необходимость. Для меня именно актер является главной фигурой в театре. Именно он — король сцены!
Олег Липцын, один из немногих украинских режиссеров, которого еще в 90-х пригласили ставить спектакли за рубежом. Его профессиональная актерская деятельность началась в 1997 г. в Сан-Франциско, где он был приглашен на роль Барона в пьесе Горького «На дне». Позже, уже как режиссер, Липцын поставил в Сан-Франциско в Шелтон-театре спектакли «Свадьба» по Гоголю и «Вишневый сад» по Чехову. Именно в Шелтон-театре Олегу Липцыну впервые пришлось пробовать себя в новом качестве — преподавателя.
— Сам процесс обучения в ГИТИСе предполагает, что если вы учитесь режиссуре, то вы одновременно овладеваете и актерской профессией, — продолжает беседу режиссер. — Так учили меня мои учителя. Понятие режиссер и актер неотделимы друг от друга. Я не думаю, что можно стать серьезным режиссером, не понимая изнутри актерство, хотя, может быть, и никогда не выходя на сцену перед зрителями. Например, Анатолий Васильевич Эфрос никогда не играл на сцене, но мне посчастливилось побывать на его репетициях: вы бы видели, насколько артистичны были его показы, сколько в них актерства...
10 и 12 мая в Киевском театре на Подоле состоится премьера спектакля «Игроки» по Гоголю. Вообще для меня Гоголь — один из главных авторов, самых близких и любимых писателей. Хотя Николай Васильевич писал по- русски, но духом принадлежал Украине: ее пейзажам, песням, культуре, быту, обрядам. «Игроки» — прекрасная пьеса гениального классика. В этом произведении лучше самого Гоголя ничего не скажешь. Я стараюсь правдиво прочесть автора, а не навязывать автору себя: не стараюсь заниматься самовыражением, а пытаюсь услышать писателя. Но поскольку спектакль ставится в наши дни, то в постановке будет присутствовать реальность современного мира...
Одной из особенностей новой работы Олега Липцына является то, что он не ставит пьесу, а сочиняет спектакль. Для этого режиссера театр интересен моментом обращения человека к самому себе.
Театр на Подоле пошел на компромиссный вариант, соединив репертуарный проект с антрепризным. Задействованы не только актеры труппы, но и актеры из других театров, городов и даже стран. Липцын пригласил для участия в «Игроках» замечательного литовского актера, своего бывшего сокурсника по ГИТИСу Гедеминаса Садрявичуса. По словам режиссера, он планирует этот спектакль показывать не только в Киеве, но и возить как антрепризный проект по другим городам и странам.
— Творчество предполагает освобождение от собственного «я», — говорит О. Липцын. — В спектакле я предоставляю актерам свободу, поэтому составляющая их участия в процессе постановки возрастает, а поле нашей совместной деятельности расширяется. Я четко отдаю себе отчет, что нужно ограничивать в актерской игре, а чего трогать нельзя, чтобы актер сумел освободиться от собственных штампов и перейти в новое для себя состояние...