Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Инструмент для изменений, или Будут ли реформы?

В августе пройдут конкурсы на замещение вакантных постов руководителей сразу шести (!) столичных театров
27 июля, 2016 - 13:43

Закону 2669-д («О внесении изменений в некоторые законы Украины о введении контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального учреждения культуры») еще долго предстоит провоцировать дебаты в профессиональной среде. В частности театральной.

Ведь театральная система Украины — «постройка» еще советского образца и сегодня многим продолжает казаться надежной и единственно верной моделью, которую опасно реконструировать. С последним сложно не согласиться. Ведь не имея «генерального плана», по неосторожности или неведению можно и «несущие стены» снести. С другой стороны, делать что-то надо: ведь подросло новое поколение и ему необходимо пространство для развития и творчества. Пока что оно ютится на чердаках и в подвалах, но все решительней начинает претендовать на «основную жилплощадь», которой давно не помешал бы капитальный «ремонт»...

Одним из поводов вспомнить о Законе 2669-д станет грядущие уже в августе конкурсы на замещение вакантных постов руководителей сразу шести (!) столичных театров: Театра юного зрителя на Липках, Театра на Подоле, Малой оперы, театров «Романс», «Дывный замок» и «Актер».

Ранее контракты директоров театров подписывали за закрытой дверью Департамента культуры — сейчас же всех желающих принять участие в конкурсе, кроме стандартного пакета всевозможных справок и рекомендательных писем, простят прислать проекты развития театров на год и на пять лет. Но вот незадача: в объявлении о конкурсах не найдешь ни приоритетных направлений развитий тех или иных коллективов, ни информации о программных целях этих театров. Иными словами претендентам предлагают в буквальном смысле угадать: чего хотят чиновники, коллектив театра и представители театральных общественных организаций, которые и войдут в состав конкурсных комиссий.

При таком положении вещей любая программа любого из претендентов вступает в конфликт с «генеральной линией», которую, разумеется, озвучит действующий руководитель театра. Ведь многие из директоров либо стоят у истоков создания театра, либо пришли туда по прямой протекции своих предшественников-креаторов. Эпизод с недавним конкуром в Украинском малом драматическом театре показал, что никто не взял на себя смелости отказать в должности директору и основателю этого театра Валентине Кимберской, хотя на то же место претендовали молодые режиссеры и продюсеры. Уверяю, их программы были вполне конкурентно способными. Но разумеется, не решали главной задачи: как уволить человека, отдавшему театру десятилетия и готовому продолжать работу?

Мне кажется, один из серьезных подвохов предстоящих театральных турниров кроется как раз в нашем представлении о том, что же такое театр как институция. По инерции с подачи русского режиссера-реформатора Константина Станиславского мы продолжаем говорить о закрытом формате «театр-дом». А в нем живет театральная семья, которой вдруг родоначальника, предлагают заменить «на конкурсной основе». Разве так бывает? Нет, конечно. К тому же, именно в трафарете «театр-дом» неадекватно видится и конфликт поколений: якобы «дети» агрессивно посягают на собственность «родителей». Кто-то строил, а кто-то идет на готовое...

Поэтому, прежде чем проводить конкурсы, очень важно разглядеть в театре прежде всего открытую, и свободную институцию, возглавляемую арт-куратором. У куратора есть программа, на выполнение которой и отводится определенное время, зафиксированное контрактом. Окончилась эта программа? Ищем другие. Этот же руководитель способен предложить еще один инновационный проект? Значит, у него снова есть шанс возглавить коллектив. Иными словами, происходит не столько ротация людей, сколько ротация идей. При этом легко отслеживать, кто как выполняет обещания: достаточно обнародовать планы победителя и следить за их реализацией, радоваться успехам, либо возмущаться бездействию.

Сам по себе Закон 2669-д — ни благословение, ни проклятье. Только инструмент. Им с одинаковой легкостью можно проводить «пытки» и даже совершать творческие «убийства». А можно тот же инструмент направить на создание театров с актуальными жанрами и темами, с новыми организационными моделями и эффективными способами привлечения инвестиций. Повторю, сегодня такие возможности есть. Было бы желание.

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ