По традиции, Международный фестиваль театров для детей «Iнтерлялька» проходит в Театре «Бавка» (впервые, в 1989 г., идею кукольного форума воплотил в жизнь тогдашний директор Ужгородского Театра кукол Александр Туряница, а недавно фест прошел уже в 15-й раз). Пользуясь географическим положением Ужгорода, максимальной приближенностью к странам Западной Европы, организаторы пригласили ведущие кукольные театры мира и пропагандировали украинское искусство.
Нынешние финансовые проблемы и сложность украинской общественно-политической обстановки привели к существенному сокращению фестивальных сроков и все же, кукольный праздник состоялся. Афиша состояла из спектаклей украинских театров, были представлены ужгородская «Бавка», Ивано-Франковский театр кукол им. Марийки Пидгирянки, Черновицкий театр кукол, Киевский академический театр кукол, Театр кукол «ПараШут» из столицы, а также зарубежные коллективы. Свое искусство показали и будущие актеры и режиссеры — студенты кафедр кукольного искусства Национальных театральных вузов Киева и Харькова. Для них участие в форуме стало серьезным уроком мастерства на пути к высотам профессионализма.
Участники боролись за победу в шести номинациях.
Если говорить об определенных тенденциях, которые объединяют разные спектакли, снова приходится констатировать преимущество актера над куклой. Почти во всех спектаклях кукла как персонаж выступает в некотором роде вспомогательным инструментом в сценическом выражении кукловода. Также представленные спектакли объединяло желание сделать из сценического действа зрелищное шоу, с обязательной музыкой, танцами и пением. Попытка разговаривать с детской аудиторией на упрощенном языке развлекательного жанра снижает планку высокой воспитательной функции. Идея мероприятия «развлекая — воспитывай» должна ломать стереотипы примитивного вида кукольного спектакля, стремиться избавляться от навязчивой банальности в трактовке известных сказочных персонажей, как правило обязательных в репертуарах театров для детей.
Путем поисков в сфере хорошо знакомого пошел киевский Театр «ПараШут». В спектакле «Храброе сердце» Я. Завгороднего, который получил «Приз зрительских симпатий», дуэт актеров предлагает принцип интерактивного спектакля-игры. На миниатюрной ширме с частями декораций, которые имеют несколько последовательных планов и переворачиваются, как страницы книги, разыгрывается история птенчика, который подружился с волком. Марионетки демонстрируют чудеса психологической игры с отыгрыванием и фиксированием настроенческих состояний, с точными функциональными движениями частей тела. Зрители живо включаются в игру, где оригинальными и свежими красками искренности, актерской органики и мастерства создается сказка, способная научить ребенка добру, которое всегда должно побеждать.
Еще один волк властвовал в спектакле «Глупый Волк» Т. Поповой Государственного театра кукол из болгарского Габрово. Народная сказка рассказывает о неудачнике-волке, которого не боятся и обижают все животные — лошадь, овца, свинья. Спектакль насыщен колоритом болгарской культуры, актеры поют и исполняют национальные танцы и песни в традиционной болгарской одежде. Высокий профессионализм исполнителя роли Волка Богдана Богданова, его актерское обаяние, умение общаться с залом, виртуозная ловкость с куклами принесли награду «За лучшую мужскую роль».
Пространство украинской народной сказки «Гуси-лебеди» в пьесе Н. Гусаровой режиссер Михаил Урицкий и художник Николай Данько увидели изысканной поэтической средой с превалированием белого цвета. Круг, как символ вечного течения жизни, держит центр сцены. Его поворотом создается динамика действия, изображения сменяются, проходят по кругу, изменяется перспектива. Функцию традиционной ширмы выполняют шесть белых прозрачных плоскостей, которые напоминают лебединые крылья. Своими силуэтами они визуально поддерживают образ круга. Подсвеченные разными цветами световой расцветки, ширмы-крылья выразительно обозначают место действия. С изменениями конфигураций их положений возникают разные мизансцены, предметы, места повествования. Сюда попадает девочка Настенька, отправившаяся на поиски братика Вани, которого украли гуси-лебеди. Сценический рассказ ведут две актрисы. Искусные сказочницы, они на глазах зрителей, словно создают этот затейливый мир, играют в куклы. Выводные куклы в стиле примитивной народной игрушки с национальным колоритом как можно лучше поддерживают идею детской игры в куклы. Актрисы осваивают все пространство сцены, существуют в изобретательном пластическом рисунке, демонстрируя замечательные вокальные данные. Вся атмосфера спектакля лирически-музыкальная, светопрозрачная. Стиль актерского исполнения подчинен стилистике спектакля, заданной его создателями, благодаря этому органически и искренне выглядят актрисы, партнерами которых выступают куклы. Одна из исполнительниц — Виктория Огородная получила награду в номинации «Лучшая женская роль».
Будапештский Театр кукол в спектакле «Хупс-хупс» Ф. Заулека в который раз доказал, что возможности сценографических решений в кукольном спектакле безграничны! За что и получил награду в номинации «Лучшее визуальное решение спектакля». Художники Кароли Гоффер и Андраш Ленарт использовали макет настоящего микроавтобуса. Сначала на сцене стоит что-то, спрятанное за белой бумагой. На нем актеры рисуют автобус, потом вырезают части бумаги на месте окошек, колес и в конечном итоге перед зрителями появляется красный автобус с веселенькими занавесочками на окнах. Впоследствии окна станут подобием ширм, а трансформации конструкции микроавтобуса обнаружат новые площадки для существования кукольных героев — аккуратной Кошечки и дебошира Кабанчика. Идея сценографии с автобусом-трансформером выглядит довольно современно, образно, дает возможность зрителям фантазировать и удивляться выдумке создателей спектакля.
Имя известного режиссера кукольного театра белоруса Олега Жюгжды — в списке победителей «Iнтерляльки-2015» прозвучало дважды. Впервые в связи со спектаклем «Трижды славный разбойник Пинтя» А. Гавроша Ужгородского театра кукол «Бавка». Эту художественную «придибенцію на верховинський мотив», как был определен жанр спектакля, режиссер решил динамически, весело, с фонтанирующей иронией, выразительными пародийными мотивами, с моралью притчи. С добрым юмором рассказывается о приключениях героя карпатского фольклора опришка Пинти, который пошел искать свою судьбу. Изобретательно найдена гармония существования живого актерского плана и кукольных персонажей. Спектакль насыщен украинским колоритом, звучит музыка, пение, коломыйки, актеры играют на народных инструментах. Проявился максимум художественных возможностей современного кукольного театра, чему способствовало и образное, насыщенное яркими фантазийными выдумками сценографическое оформление Татьяны Улинец.
Гран-при нынешней «Iнтерляльки» завоевал Театр кукол из словацкого Кошице за спектакль «Крысолов» по М. Цветаевой в режиссуре О. Жюгжды. Обращение к серьезным темам в драматургии и попытки «переплавлять» ее в кукольное искусство свидетельствуют об уровне разговора театра с юными зрителями. Спектакль совершенен во всех компонентах — режиссерском решении, сценографии и куклах, актерском исполнении. Средневековый немецкий город с главной площадью, башнями, домиками и мостиками словно оживает от присутствия характерных выразительных кукол-марионеток, обитателей Хамельна. Они беззаботные, напыщенные, эгоистичные и безразличные. Нашествие крыс — метафора наказания за бездуховность людей, а чистый голос флейты — надежда на спасение нетленным и прекрасным. В притче о крысолове Цветаевой заложено немало философских смыслов, их можно прочитать в этом кукольном спектакле, где актеры выступают кукловодами в высшем понимании, а разлом декорации с возникновением посредине величественного женского манекена — правительницы города, символизирует силу власти, способной на бесстыдный обман ради наживы. Спектакль «Крысолов» не имеет целью простое развлечение зрителей. Демонстрируя безграничные возможности кукольного театра, он предлагает включать фантазию, сочувствие, эмоции, слушать, смотреть, постигать.