Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Интерлялька-2007»

1 ноября, 2007 - 17:51
ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ОКНО» ПОЛЬСКОГО ТЕАТРА «МАСКА» (ЖЕШУВ) / ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ФЕСТИВАЛЯ

Маленькие озорные кукольные персонажи нетерпеливы по своей натуре. В Ужгород, на Международный фестиваль «Интерлялька», известный кукольникам всего мира, они «съезжаются» раз в два года. Устроители этого праздника для местной детворы (директор фестиваля Александр Туряница и коллектив Ужгородского театра кукол «Бавка») любят своих сказочных подопечных. В этом году было решено не устраивать участникам феста творческий экзамен (обычно «Интерлялька» — состязание конкурсное, спектакли оценивает международное жюри во главе с признанным профессионалом кукольного дела режиссером Леонидом Поповым). Театр «Бавка» организовал своеобразный парад-алле достижений и дал возможность кукольникам показать свои резонансные спектакли.

Четыре дня фестиваля пролетели, как одно мгновенье. Маленькие зрители приходили в театр дважды, а то и трижды в день. Порой они не понимали языка, на котором говорили куклы-иностранцы. Но зрелищность и образность делали свое дело, и визуальный ряд спектаклей превалировал над вербальным. На «Интерляльке» были представлены различные стили, техники кукловождения, манеры работы с куклой. А в спектаклях продолжала наблюдаться тенденция последних десятилетий — чрезмерное увлечение кукольников так называемым живым планом. Актеры по-прежнему делают попытки «обидеть» куклу и переиграть ее. Но она, хоть иногда и лишенная прав, свои преимущества использовать умеет.

Так, умно, профессионально и талантливо эти преимущества были продемонстрированы в спектакле «Вечная молодость и бессмертная жизнь» румынского театра «Папучи» из Бая- Маре. Режиссер решил постановку очень образно. Привычные предметы, среди которых двигались персонажи, превращались в нечто иное и представляли уже совсем другой мир. Например, раскрытые зонты, украшенные травкой, цветами, гирляндами из зелени, становились лесными холмиками, по которым путешествовали герои. На их пути встречались грибные и ягодные поляны, которые появлялись из- за кулис, «надетые»на тапочки актеров. Восторг малышей вызвал смешной зайчишка, состоящий из двух частей, каждая на «своей» ноге артиста. Он так смешно прыгал своими двумя частями! Демонстрируя возможности художественной фантазии, яркая форма спектакля стала образцом творческого подхода к кукольному спектаклю, когда его создатели четко понимают задачи кукольного театра.

В Могилевском театре кукол на гоголевского «Вия» посмотрели с точки зрения традиций вертепа. Изобретательно используя возможности вертепного ящика, артисты превращали его в бричку с крутящимися колесами, в село с маленькими хатками, в церковь, где пришлось натерпеться страху бурсаку Хоме Бруту.

Гостеприимный хозяин фестиваля ужгородский театр «Бавка» показал спектакль «Красавица и чудовище», в основу которого легла известная сказка «Аленький цветочек». Атмосферу средневековья, дух романтизма, переживания рыцарей и прекрасных дам создавала игра актеров. Словно увлекшись драматическими способностями ужгородских актеров, режиссер О. Жюгжда отдал им все действие, а куклам отвел слишком малую, почти иллюстративную роль. Кстати, отличные актерские возможности продемонстрировали ужгородцы и в своей новой работе — мюзикле «Энеида» И. Котляревского в инсценизации Я. Стельмаха. Этот спектакль рассчитан на взрослую аудиторию. Он создан с использованием яркой зрелищной формы, технических и световых эффектов, наполнен музыкой, интересно и его пластическое решение. И, конечно же, венчает все мудрое слово Ивана Котляревского. Актеры исполняли роли античных богов и, указывая на определенный подтекст ситуации, «держали» в руках и «управляли» кукольными персонажами — Энеем и казаками, Дидоной и ее подругами.

В другой сказочный мир — древних Нидерландов — окунул зрителей спектакль «Добренький принц» хмельницкого театра кукол «Дивень». Стилизованные куклы, национальный колорит, скрупулезная сценография создали веселое цветное пространство, в котором детям преподавались уроки доброты и мудрости. Не обошлось на фестивале без обязательных сказочных героев. На свой бал приехала болгарская Золушка из театра города Торговища. Здесь тонко переплелись события из сказки и реальной жизни. Выразительные красивые куклы в нарядных костюмах создали впечатление праздничности, театральности в их лучшем проявлении. Сцена спектакля сербского театра «Пинокио» (Белград—Земун) «Кариес и Бактус» представляла собой открытый рот, в котором обитали противные человечки Кариес и Бактус. Они делали все, чтобы во рту, белеющем рядами зубов, появлялись все новые и новые дырочки. Этот незатейливый воспитательный ход, призванный приучить детишек к чистоте зубов, усиливался присутствием грозной Бормашины и бескомпромиссной Зубной щетки. А финал был оптимистичным — все дырки в зубах «закрылись». Ряды зубов — белые и красивые, а зловредные нечистоплотные человечки вынуждены искать нового грязнулю...

Спектакль «Окно» польского театра «Маска» из Жешува был построен в технике театра теней. Всего два актера рассказали целую историю, происходящую за окном дома — световым экраном, на котором благодаря фантазии и филигранной технике рук появляются различные комбинации предметов, людей, животных. Все это делалось с юмором и предельной изобретательностью в демонстрации возможностей действия теней.

В юбилейном параде спектаклей «Интерляльки», как в капле воды, отразилось кукольное «море». С его проблемами, достижениями, поисками, находками, волшебной силой. Силой, способной победить даже суперэффекты современных мультфильмов. Несомненно, мультики хороши, но замены живому общению с кукольным персонажем — здесь и сейчас — у ребенка нет. У театра кукол возможности почти неограниченные. В творческом плане здесь можно сделать практически все, воплотить самые неимоверные моменты визуальной фантазии и насытить это живой энергией. И что интересно, дети в этот вымышленный, нереальный мир верят и будут верить. А кукольный театр вводит их во взрослую жизнь, показывая и моделируя свою образную вселенную в уменьшенном виде, где детям дается установка взгляда на все процессы мира большого, взрослого…

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ