Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ищите ответ в музыке

В Трапезном храме Киево-Печерской лавры состоялся концерт духовной вокальной музыки знаменитого эстонского композитора и презентация книги «Арво Пярт: беседы, исследования, размышления» (издательство «ДУХ І ЛІТЕРА»)
27 июня, 2013 - 12:52
ФОТО С САЙТА MUSIQUESNOUVELLES.COM

В Киеве — Арво Пярт. Его музыка, проникнутая смиренным и возвышенным религиозным духом, сегодня широко исполняется во всем мире. Создатель нового стиля tintinnabuli, основанного на простейших звуковых элементах, сам охарактеризовал его как «бегство в добровольную бедность», а музыковеды определяют как «новую простоту» и «сакральный минимализм». И, чтобы не заблудиться в терминах, важно успеть услышать эту музыку, почувствовать ее красоту как бесконечный поиск истины и того, что называется душа.

Открыло концерт произведение Валентина Сильвестрова, также всемирно известного киевлянина и давнего друга Арво Пярта. Камерный хор «Киев» под управлением Николая Гобдича пел «Посвящение Арво Пярту» из двух частей: «Аллилуйя» и «Гаї шумлять» настолько вдохновенно и радостно, что оба композитора поднялись и под аплодисменты заключили друг друга в объятия. Вокалисты эстонского ансамбля Vox Clamantis начали выступление, исполняя во время шествия по храму традиционный еврейский напев Ma Navu. А затем, стоя у Царских Врат, ансамбль озвучил сочинения Арво Пярта Alleluia-Tropus (из «Адамового плача»), And One of the Pharisees («Некто из фарисеев»), Habitare fratres («Жить братьям вместе»), Most Holy Mother of God («Пресвятая Богородице, спаси нас) и Молитву из «Покаянного канона», а также Ave Maria композитора и участника ансамбля Тыниса Кауманна и Григорианский градуал Benedictus Dominus. Художественный руководитель и дирижер Яан-Эйк Тульве попросил не аплодировать между произведениями, и концерт был представлен киевской публике как цельный и яркий витраж европейского вокального космоса. В репертуаре коллектива, созданного в 1996 году, григорианский хорал, ранняя полифония и современная духовная музыка, а название — «глас вопиющего (в пустыне)» имеет смысл бесконечный и воплощенный в живом многоголосии, слушая которое, веришь, что услышано будет. Примечательно, что во время исполнения And One of the Pharisees в Трапезную донесся перезвон Лаврских колоколов...

Идея издания книги «Арво Пярт: беседы, исследования, размышления» возникла во время предыдущего визита композитора в Киев в 2011 году, когда состоялся его концерт в Национальной филармонии. Представляя книгу, директор издательства «ДУХ І ЛІТЕРА» Константин Сигов сказал, что ее выход дает шанс преодолеть ряд разрывов: «Первый, исторический — это изгнание Арво Пярта из СССР в 1980 году, и теперь у читателей постсоветского пространства появилась возможность восстановить искусственное нарушение общения. Второй разрыв — между естественным и сверхъестественным, между материей и духом, и текст книги звучит, как голос из тишины, свидетельствующий о знаке надежды для всех нас, о пожелании быть внимательными и слушать музыку Арво Пярта с дерзновением и отвагой».

А сам композитор отметил: «У этой книги интересная, чтобы не сказать, странная, судьба. Впервые она была издана в Милане, а затем переведена с итальянского на немецкий, английский, французский и эстонский языки. И вот через столько лет я держу в руках текст на языке, который для меня так много значит».

Важнейшая часть издания — интервью итальянского музыковеда Энцо Рестаньо, который летом 2003 года провел в Итальянских Доломитах серию длительных бесед с Арво Пяртом и его женой Норой, включающих воспоминания композитора, начиная с детства и времен студенчества, рассказы о своих сочинениях, философские размышления. Прямая речь Пярта сопоставима с его музыкальным творчеством по глубине, афористичности, светлой интонации свободы и отмечена «единством мудрости и простоты» (определение музыковеда Светланы Гуменюк). А благодарственные речи Арво Пярта по случаю вручения ему международной премии «Bruckepreis 2007» («Премии мостов») европейского города Герлица и «Музыкальной премии Леони Соннинг» (2008) завораживают удивительным слогом интеллектуальной эссеистики.

Вторая часть книги — музыковедческие статьи о созданном Пяртом феномене «tintinnabuli» (от латинского «tintinnabulum» — «колокольчик») Леопольда Браунайса и Саале Кареды, в которых раскрывается роль Слова и Числа в Музыке как необходимое условие Красоты. Сделать шаг навстречу Красоте помогут читателю тексты уникального издания, в том числе статья московского музыковеда Елены Токун, публикуемая впервые, и большое количество фотографий.

А завершить рассказ о событии хочется двумя высказываниями Арво Пярта из нового издания:

♦ «Я думаю, что так называемая «актуальность» музыки Баха не ослабеет и в следующие 200 лет, так как, рассмотренная с абсолютной точки зрения, она содержит в себе более высокое качество... Тайна этой «актуальности» скрыта не в том, насколько полно автор воспринял свою современность, а в том, насколько полно он воспринял все бытие, с его радостями, горестями и тайнами».

♦ «...Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только после того, как ты пропустил все возможные ноты через свое «чистилище». Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным...»

Ольга САВИЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ