Недавно закончила работу выставка «ВОНА», которая проходила в киевской галерее ЦЕХ. Это — инсталляция, где есть рушник с древними символами и подобие храма с фигурками архаических богинь. Войлочный рушник сшит из двух идентичных частей, наложенных одна на другую и скрепленных нитями-сосудами, подобно структуре молекулы ДНК. Автор работы — художница VALYA, которая родилась в селе Лукив Волынской области, а ныне живет в Калифорнии. Роль генетической памяти, ее мощное и мистическое влияние на жизнь — важная тема для мастерицы. Об этом и еще — о поисках себя и о преемственности культуры предков, которую не выбросишь, не забудешь, не вырвешь из себя, — мы говорили с VALYA.
«РЕШИЛА СТАТЬ ЗВЕНОМ, СВЯЗУЮЩИМ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ»
— Как возник проект «ВОНА»?
— С 2008 года я — художник галереи ЦЕХ. За это время сделала здесь два проекта. Концепция третьего проекта обсуждалась и была утверждена еще два года назад, и речь там шла о моде как манипуляторе человеческим сознанием. Но жизнь внесла свои жесткие правки. В Украине началась Революция Достоинства. Мы с мужем почасово жили новостями из Украины, как могли помогали участникам протестов. Моя душа наполнялась горем. Я не представляла, как смогу работать над проектом о моде, когда на Майдане льется кровь. В итоге появился совсем другой проект под названием SHE — «ВОНА». Это — мои размышления о женщине, которая призвана природой хранить и продолжать традиции предков. У героини четыре ипостаси: девочка, мать, богиня и жена.
— Что означают символы, использованные в работе?
— Это — знаки культур народов, населяющих территорию Украины с древних времен. Эти знаки находили в захоронениях, на глиняных горшках и других артефактах. А любые символы, которые дошли до нас сквозь века, содержат могучую силу пращуров. К величайшему сожалению, сегодня мы почти потеряли все это. Я пытаюсь привлечь внимание людей к тому, что наши предки нам доверили.
В каталоге выставки я много внимания уделила расшифровке трипольских знаков. За основу взяла книгу Евгения Паламарчука и Ивана Андриевского «Зорі Трипілля». Когда я впервые открыла для себя трипольские символы, поразилась мудрости наших пращуров. Все так просто, разумно! Открывать язык предков, значит — возрождать нашу историю, которую в свое время насильственно у нас отобрали.
«ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННОЙ»
— Что вы взяли за основу для проекта?
— Выставка носит персональный характер. В прошлом году я потеряла отца, еще раньше ушла моя мама. Как-то я пересматривала вещи, которые остались после нее. Поразило, что почти ничего нет из того, что принадлежало моей бабушке или прабабушке. Где сундуки со свадебными рушниками, которые вышивали мои бабушка и прабабушки? Где иконы, на которые они молились? По Украине не раз проносились кровавые бури истории. В моей семье исчезло все, словно огонь выжег. У меня есть дочь и сын. Подумала, что, по-видимому, мне надо стать звеном, которое свяжет прошлое, предков, и будущее — детей. Решила сделать рушники на свой творческий лад, которые передам в наследство детям.
Долго искала образец для работы: ждала, что отзовется в душе. Увидела в книге фрагмент одного рушника и подумала, что моя бабушка могла вышить такое. Позже узнала, что рушник действительно сделан в районе, откуда мои родители. Это — полотно XVIІІ века. Тогда рушники делали несимметричными, концы отличаются. На нем изображено стилизованное древо жизни — Права, Ява и Нава. Есть четкое разграничение на духовный мир, мир людей и подземное царство. Впоследствии узнала, что еще это символизирует три поколения, это — девочка, мать и бабушка. То есть я подсознательно выбрала рисунок, который прекрасно отражает концепцию выставки. Я была очень счастлива, что совсем недавно нашла оригинал! Оказалось, рушник был в частной коллекции художника Ивана Ижакевича, в 1911 году он подарил его Киевскому художественно-промышленному и научному музею (ныне — Национальный музей украинского народного декоративного искусства. — Авт.)!
Кое-что в мою работу я внесла от себя. Здесь зеркально составлены два идентичных фрагмента. Это олицетворяет молекулу ДНК, несущую закодированную информацию о человеке и его предках. Также по контуру рушника есть много рельефных изображений трипольских знаков — словно что-то выступает из глубины.
— Как появились сто богинь из керамики?
— Это точные копии женских скульптур, созданные много тысяч лет назад и найденные в разных уголках нашей планеты, которые являются стилизованными изображениями женщины-богини. Во многих древних культурах — это можно сказать и о трипольцах — уважали женщину, она была богиней. К сожалению, сегодня женщина — часто только объект сексуального удовлетворения мужчин. Тема вывернутой, искаженной роли женщины в нашем обществе весьма болезненна для меня.
Сегодня женщина несет двойной груз. Как мать она должна заботиться о своих детях. И одновременно должна наравне с мужчиной зарабатывать деньги на проживание. Дети часто выпадают из орбиты женщины-матери. Я сама — продукт такого воспитания. У моей мамы, учительницы, не было времени для меня. Новое поколение растет, не чувствуя энергии и любви матери.
Изображение богинь — обращение к мужскому роду. Это как напоминание о временах, когда женщине поклонялись. Женщину надо боготворить. Тогда она расцветает, тогда она всех покрывает энергией любви. Кстати, относительно женщины как жены: мужчина становится счастливым, когда выполняет женские желания. Это его побуждает к росту.
«ВЕРЮ, ЧТО СКОРО НАСТУПИТ ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ»
— Как вы пришли в искусство?
— В детстве я попала под колеса грузовика. Это очень повлияло на меня, вскоре я начала заикаться. Выбирала профессию так, чтобы никогда ни с кем не разговаривать. Окончила художественную школу, поэтому решила стать художником. Выбрала Львовскую академию прикладного и декоративного искусства. Потом почти 20 лет работала дизайнером на шелковой фабрике в Черкассах. Когда Советский Союз распался, фабрика закрылась, надо было выживать. Это был очень интересный период моей жизни. Я работала стилистом, была заведующей кафедрой в Киевском национальном университете культуры и искусств. В 2000 году поселилась в Калифорнии, вышла замуж, открыла студию. Получила возможность путешествовать, посещать ведущие музеи мира. Это расширило мои горизонты. Я начала задумываться, кто я как художник. Что я хочу сказать миру?
Важным моментом в моей жизни стало знакомство, а затем и сотрудничество с галереей ЦЕХ в Киеве. Мне очень близка патриотическая позиция владельца галереи Александра Щелущенко, который продвигает в мир украинских художников. Здесь я чувствую всестороннюю поддержку и волю. Уникальное пространство галереи позволяет воплощать самые невероятные замыслы. Это важно для меня.
— Как современные украинцы возвращаются к своим корням?
— Для меня сегодня, возможно, самое счастливое время в жизни. После погружения в тему родовой памяти глубоко чувствую в себе украинство. Большое счастье жить в период, когда молодежь Украины идентифицирует себя как украинцев. Российские цари пытались искоренить это 300 лет. Но родовая память жива! Она передается через ДНК. И вот, когда пришло время, молодежь вышла на Майдан и сказала: «Украинцы есть!».
Верю в украинский народ. Уверена, что скоро наступит наше возрождение. За 20 лет независимости выросло первое поколение людей, которое не знает коммунистический яд. Дайте еще 20 лет, когда это поколение придет к власти! К тому же украинцы очень талантливы.
Государство должно все силы потратить на маленьких детей. В первую очередь — дать им правдивую книгу по истории Украины. Такие книги уже написаны, надо их издать и ввести в школьные программы. Если детям дать нашу правдивую историю, вырастут достойные молодые люди со стержнем. Необходимо, чтобы у них было нормальное питание, учеба, был доступ к международной информационной базе. А по большому счету нужна масштабная реформа образования наших детей, если мы хотим иметь успешную страну.
— Насколько украинская культура понятна в мире?
— Наша культура абсолютно не заявлена в мировом пространстве. Мы сотни лет жили под Московией, которая не пропускала ничего украинского. Наших выдающихся личностей принуждали к обрусению. Только после Революции Достоинства и войны на Донбассе Украина полноценно появилась на политической карте мира, нас заметили.
Огромная задача каждого украинца — доносить в мир информацию об Украине. В прошлом году в рамках моей выставки Retrospective в Художественном музее Visions города Сан-Диего в Калифорнии я представила плакат о трипольской керамике. Как оказалось, ни один посетитель выставки не знал, что такое трипольская культура. Это досадно. Мы должны открывать миру культурные приобретения наших славных предков.