Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искусство на уровне генетики

Художница VALYA — о силе древних знаков и возрождении Украины
3 июля, 2015 - 13:50
выставка «ВОНА»

Недавно закончила работу выставка «ВОНА», которая проходила в киевской галерее ЦЕХ. Это — инсталляция, где есть рушник с древними символами и подобие храма с фигурками архаических богинь. Войлочный рушник сшит из двух идентичных частей, наложенных одна на другую и скрепленных нитями-сосудами, подобно структуре молекулы ДНК. Автор работы — художница VALYA, которая родилась в селе Лукив Волынской области, а ныне живет в Калифорнии. Роль генетической памяти, ее мощное и мистическое влияние на жизнь — важная тема для мастерицы. Об этом и еще — о поисках себя и о преемственности культуры предков, которую не выбросишь, не забудешь, не вырвешь из себя, — мы говорили с VALYA.

«РЕШИЛА СТАТЬ ЗВЕНОМ, СВЯЗУЮЩИМ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ»

Как возник проект «ВОНА»?

— С 2008 года я — художник галереи ЦЕХ. За это время сделала здесь два проекта. Концепция третьего проекта обсуждалась и была утверждена еще два года назад, и речь там шла о моде как манипуляторе человеческим сознанием. Но жизнь внесла свои жесткие правки. В Украине началась Революция Достоинства. Мы с мужем почасово жили новостями из Украины, как могли помогали участникам протестов. Моя душа наполнялась горем. Я не представляла, как смогу работать над проектом о моде, когда на Майдане льется кровь. В итоге появился совсем другой проект под названием SHE — «ВОНА». Это — мои размышления о женщине, которая призвана природой хранить и продолжать традиции предков. У героини четыре ипостаси: девочка, мать, богиня и жена.

— Что означают символы, использованные в работе?

— Это — знаки культур народов, населяющих территорию Украины с древних времен. Эти знаки находили в захоронениях, на глиняных горшках и других артефактах. А любые символы, которые дошли до нас сквозь века, содержат могучую силу пращуров. К величайшему сожалению, сегодня мы почти потеряли все это. Я пытаюсь привлечь внимание людей к тому, что наши предки нам доверили.

В каталоге выставки я много внимания уделила расшифровке трипольских знаков. За основу взяла книгу Евгения Паламарчука и Ивана Андриевского «Зорі Трипілля». Когда я впервые открыла для себя трипольские символы, поразилась мудрости наших пращуров. Все так просто, разумно! Открывать язык предков, значит — возрождать нашу историю, которую в свое время насильственно у нас отобрали.

«ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННОЙ»

— Что вы взяли за основу для проекта?

— Выставка носит персональный характер. В прошлом году я потеряла отца, еще раньше ушла моя мама. Как-то я пересматривала вещи, которые остались после нее. Поразило, что почти ничего нет из того, что принадлежало моей бабушке или прабабушке. Где сундуки со свадебными рушниками, которые вышивали мои бабушка и прабабушки? Где иконы, на которые они молились? По Украине не раз проносились кровавые бури истории. В моей семье исчезло все, словно огонь выжег. У меня есть дочь и сын. Подумала, что, по-видимому, мне надо стать звеном, которое свяжет прошлое, предков, и будущее — детей. Решила сделать рушники на свой творческий лад, которые передам в наследство детям.

Долго искала образец для работы: ждала, что отзовется в душе. Увидела в книге фрагмент одного рушника и подумала, что моя бабушка могла вышить такое. Позже узнала, что рушник действительно сделан в районе, откуда мои родители. Это — полотно XVIІІ века. Тогда рушники делали несимметричными, концы отличаются. На нем изображено стилизованное древо жизни — Права, Ява и Нава. Есть четкое разграничение на духовный мир, мир людей и подземное царство. Впоследствии узнала, что еще это символизирует три поколения, это — девочка, мать и бабушка. То есть я подсознательно выбрала рисунок, который прекрасно отражает концепцию выставки. Я была очень счастлива, что совсем недавно нашла оригинал! Оказалось, рушник был в частной коллекции художника Ивана Ижакевича, в 1911 году он подарил его Киевскому художественно-промышленному и научному музею (ныне — Национальный музей украинского народного декоративного искусства. — Авт.)!

Кое-что в мою работу я внесла от себя. Здесь зеркально составлены два идентичных фрагмента. Это олицетворяет молекулу ДНК, несущую закодированную информацию о человеке и его предках. Также по контуру рушника есть много рельефных изображений трипольских знаков — словно что-то выступает из глубины.

— Как появились сто богинь из керамики?

— Это точные копии женских скульптур, созданные много тысяч лет назад и найденные в разных уголках нашей планеты, которые являются стилизованными изображениями женщины-богини. Во многих древних культурах — это можно сказать и о трипольцах — уважали женщину, она была богиней. К сожалению, сегодня женщина — часто только объект сексуального удовлетворения мужчин. Тема вывернутой, искаженной роли женщины в нашем обществе весьма болезненна для меня.

Сегодня женщина несет двойной груз. Как мать она должна заботиться о своих детях. И одновременно должна наравне с мужчиной зарабатывать деньги на проживание. Дети часто выпадают из орбиты женщины-матери. Я сама — продукт такого воспитания. У моей мамы, учительницы, не было времени для меня. Новое поколение растет, не чувствуя энергии и любви матери.

Изображение богинь — обращение к мужскому роду. Это как напоминание о временах, когда женщине поклонялись. Женщину надо боготворить. Тогда она расцветает, тогда она всех покрывает энергией любви. Кстати, относительно женщины как жены: мужчина становится счастливым, когда выполняет женские желания. Это его побуждает к росту.

«ВЕРЮ, ЧТО СКОРО НАСТУПИТ ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ»

Как вы пришли в искусство?

— В детстве я попала под колеса грузовика. Это очень повлияло на меня, вскоре я начала заикаться. Выбирала профессию так, чтобы никогда ни с кем не разговаривать. Окончила художественную школу, поэтому решила стать художником. Выбрала Львовскую академию прикладного и декоративного искусства. Потом почти 20 лет работала дизайнером на шелковой фабрике в Черкассах. Когда Советский Союз распался, фабрика закрылась, надо было выживать. Это был очень интересный период моей жизни. Я работала стилистом, была заведующей кафедрой в Киевском национальном университете культуры и искусств. В 2000 году поселилась в Калифорнии, вышла замуж, открыла студию. Получила возможность путешествовать, посещать ведущие музеи мира. Это расширило мои горизонты. Я начала задумываться, кто я как художник. Что я хочу сказать миру?

Важным моментом в моей жизни стало знакомство, а затем и сотрудничество с галереей ЦЕХ в Киеве. Мне очень близка патриотическая позиция владельца галереи Александра Щелущенко, который продвигает в мир украинских художников. Здесь я чувствую всестороннюю поддержку и волю. Уникальное пространство галереи позволяет воплощать самые невероятные замыслы. Это важно для меня.

Как современные украинцы возвращаются к своим корням?

— Для меня сегодня, возможно, самое счастливое время в жизни. После погружения в тему родовой памяти глубоко чувствую в себе украинство. Большое счастье жить в период, когда молодежь Украины идентифицирует себя как украинцев. Российские цари пытались искоренить это 300 лет. Но родовая память жива! Она передается через ДНК. И вот, когда пришло время, молодежь вышла на Майдан и сказала: «Украинцы есть!».

Верю в украинский народ. Уверена, что скоро наступит наше возрождение. За 20 лет независимости выросло первое поколение людей, которое не знает коммунистический яд. Дайте еще 20 лет, когда это поколение придет к власти! К тому же украинцы очень талантливы.

 Государство должно все силы потратить на маленьких детей. В первую очередь — дать им правдивую книгу по истории Украины. Такие книги уже написаны, надо их издать и ввести в школьные программы. Если детям дать нашу правдивую историю, вырастут достойные молодые люди со стержнем. Необходимо, чтобы у них было нормальное питание, учеба, был доступ к международной информационной базе. А по большому счету нужна масштабная реформа образования наших детей, если мы хотим иметь успешную страну.

— Насколько украинская культура понятна в мире?

— Наша культура абсолютно не заявлена в мировом пространстве. Мы сотни лет жили под Московией, которая не пропускала ничего украинского. Наших выдающихся личностей принуждали к обрусению. Только после Революции Достоинства и войны на Донбассе Украина полноценно появилась на политической карте мира, нас заметили.

Огромная задача каждого украинца — доносить в мир информацию об Украине. В прошлом году в рамках моей выставки Retrospective в Художественном музее Visions города Сан-Диего в Калифорнии я представила плакат о трипольской керамике. Как оказалось, ни один посетитель выставки не знал, что такое трипольская культура. Это досадно. Мы должны открывать миру культурные приобретения наших славных предков. 

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ