На Камерной сцене Национального театра им Франко в течение шести дней продолжался Международный фестиваль женских монодрам «Мария-2017», художественный руководитель которого народная артистка Украины Лариса Кадырова. Форум проходил при поддержке Министерства культуры Украины, международной благотворительной организации «Международный институт театра».
«Мария» утверждает память о легендарной украинской актрисе Марии Заньковецкой, а также художественный диалог культур в современном мире. На фестивале можно было услышать разные языки, увидеть разные режиссерские находки, подходы в сценографии.
АКТЕРСКАЯ МАГИЯ ИЛИ СОПРОТИВЛЕНИЕ ГИБРИДИЗАЦИИ
В этом году были представлены такие спектакли: «Ангелы Достоевского» (Литва, исполнительница и режиссер Бируте Мар), «Лесины письма» (исполнительница Лидия Корницкая, режиссер С. Брижань), «Хочешь, анекдот расскажу?» Л. Бугадзе (исполнители Татьяна Тушич , Анастасия Тихонова, Татьяна Лоза, Александр Пасека, Юрий Колесников, Андрей Зиньковский; режиссер Л. Колосович), «Чуть больше, чуть меньше» А. Николаи (Армения, исполнительница Нора Бадалян, режиссер Р. Шагинян), «Одержимая» Леся Украинка (исполнительница Александра Галицкая, режиссер В. Мазур), «Эдит Пиаф» (исполнительница Ружена Рублева, режиссер Л. Калюжная) и др. Кроме того, традиционно женский фестиваль был разбавлен и мужскими монодрамами («Исповедь шута», Польша; «Контрабас» Азербайджан, «Соло», Словакия - Великобритания и т.д.). Кроме того, вдохновительница фестиваля Лариса Кадырова потрясающе сыграла в монодраме «Не плачьте обо мне никогда» (по повести Марии Матиос).
АЗЕРБАЙДЖАН ШОВГИ ГУСЕЙНОВ "КОНТРАБАС" П.ЗЮСКИНДА
«Мария» - международный театральный фестиваль, на котором зрители имеют возможность видеть достижения различных современных театров мира. Так, азербайджанский актер Шовги Гусейнов представил на киевской сцене «Контрабас» Патрика Зюскинда (режиссер И. Перлова). Сам текст постановки философский, напряженно драматический, не без иронии в сторону фрейдизма как метода психоанализа или власти, стремящейся превратить человека в заложника и марионетку. Гусейнов раскрыл драму главного героя, «маленького» незаметного контрабасиста, который, однако, имеет незаурядные знания в истории музыки и влюблен в оперную примадонну. Герой предстает воплощением «маленького человека», но в то же время его интеллект и душевные порывы не знают ограничений. Он полемизирует с Моцартом и Вагнером, уверен, что если бы ему пришлось родиться во времена Моцарта, то и его назвали бы гением. «Контрабас» - ироничный спектакль, за улыбающимся скепсисом которого - трагедия, боль человека, отброшенного на обочину как в мире искусства, так и в жизни. Но будет ли опускать человек руки? Или все-таки будет бороться за свое счастье, хотя бы и призрачное? Интересно сценографическое решение спектакля: макет-силуэт огромного контрабаса заполняет все пространство героя, как внешнее, так и внутреннее. Контрабас в спектакле является символом сочетания несочетаемого, абсурдно-гротескного и лирически-нежного. Возможно, оркестр еще ждут революции и контрабас станет первым. А пока он должен довольствоваться последним рядом (еще дальше разве что литавры, но, по Зюскинду, разве это музыкальный инструмент?). Вместе с тем в маленьком жилище героя контрабас превращается во всевидящее око, которое следит за интимной жизнью персонажа, завладевая всеми малейшими движениями его души и тела.
В турецкой постановке «Лена, Лейла и другие», которую написала профессор Зехра Ишпироглу (режиссер А. Айган) после интервью с украинкой Еленой N (спектакль имеет автобиографическую основу), говорится о мотиве растворения женской идентичности, о поисках стабильности, превращении образованной, культурно воспитанной, свободной женщины в «рабыню», заложницу ужасных социальных обстоятельств, которая теряет себя, смиряется с работой уборщицы, что одновременно становится для нее словно глотком свободы. В итоге героиня попадает в сумасшедший дом. Мотив растворения человека и сопротивление гибридизации активно представлены в современном театре.
БИРУТЕ МАР "АНГЕЛЫ ДОСТОЕВСКОГО"
ЖИЗНЬ КАК ИГРА
О жизни как игре говорилось в шекспировских спектаклях. Так, «Исповедь шута» (режиссер З.Хшановский) в исполнении Виктора Лафоровича - своеобразный монолог Гамлета, а точнее его второго «я», возможен финал «Быть или не быть?», в котором надрывность и экзистенциальная надломленность превращаются в философско-элегическое понимание жизни как меняющейся игры рождения и смерти, верности и предательства, любви и ненависти, которые нужно принимать без боли, как естественное течение материи и энергии. Этот спектакль был представлен на польском языке, но специфика «Марии» заключается в том, что этот фестиваль - настоящий полилог культур, где ощутимо уважение к другим языкам, но также и утверждение украинского языка и украинского театрального искусства. Кстати, сама Мария Заньковецкая отказалась играть в Петербурге, выбрав для себя «малороссийский театр», в котором было запрещено играть, скажем, Шекспира, а только произведения по сельской проблематике... А «Колыбельную для Офелии» - спектакль по произведениям Шекспира, С Выспяньского, Г. Бюхнера, Библии и народных польских песен - представила Эльжбета Левак (режиссер В. Кушмидер).
СВЕТ И ТЕНЬ
«Соло» С. Беккета (режиссер К. Рожин) - еще одно экзистенциальное представление о пребывании на грани жизни и смерти, что, в частности, было представлено в сценическом решении с помощью игры света и тени. Во время действа половина лица-маски была под покровом темноты. Питер Чижмарь рассказал историю о рождении и угасании человеческой души, судьбы, о борьбе за жизнь, которая все-таки не может преодолеть смерть, о хаосе в человеческой жизни и границах, которые проходят через человека, выкручивая его душу, а также наполняя новым опытом.
«Я - КВИТКА»
В завершение фестиваля аншлаг собрал спектакль «Я - Квитка» (исполнительница Виктория Васалатий, автор текстов - Татьяна Череп-Пероганич), в котором были показаны зигзаги судьбы и психологическая несокрушимость Квитки Цисык - американской певицы с украинским сердцем. «Я - Квитка» (режиссер Валерий Неведров) - это история победной души, которая поет после смерти и излучает свет любви к своей земле. Трагические изломы жизненной судьбы Квитки Цисык, печальные истории, связанные со случайным исчезновением фамилии исполнительницы после получения Оскара, не разрушили всепобеждающую душевную витальность, искренность, инспирированную как американской культурой и свободой духа, так и украинским сердцем певицы. Виктория Васалатий, актриса Национального театра им. И. Франко, блестяще воплотилась в образ Квитки и проникновенно раскрыла светлость и чистоту ее души, которая жила искусством и любовью к Украине. Камерная сцена театра не смогла вместить всех желающих, пришедших посмотреть на эту постановку.
ХУДОЖЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИАЛОГИ
Традиционно в рамках фестиваля состоялась международная научная конференция «Магия актерства. Диалог культур», посвященная осмыслению событий 1917 года и их влиянию на создание украинского и европейского искусства. Эта конференция - органическая часть форума, которая имеет свою уникальную историю (в разное время в ней принимали участие С. Грачотти, Е. Сверстюк, М. Сириол Колли (племянница Гарета Джонса), М. Стриха, С. Борщевский, ученые из США, Мексики, Китая, Великобритании, Ирана и т.д.). Мероприятие проходило в день, когда в Театре им. И. Франко отдавали дань уважения памяти актрисы Оксаны Батько-Нищук, которая умерла год назад. В научной акции приняли участие член-корреспондент НАНУ, заместитель директора Института литературы им. Т. Шевченко Николай Сулима, руководитель Центра кинематографических студий НаУКМА Лариса Брюховецкая, был представлен украинский перевод драматических произведений Ф. Гарсиа Лорки («4 короткие пьесы», издательство «Пульсары»), режиссеры, театроведы, историки театра Валерий Фиалко, Михаил Захаревич , Наталья Бабанская, гости из Литвы, Беларуси и т.д. представили панорамный обзор различных театральных традиций и сценографических подходов. Надо отметить, что конференция дополняет художественную ауру фестиваля и позволяет выделить основные проблемы современного театра в мире, поделиться опытом о новейших постановках в Европе, странах Балтии, в Азербайджане и т.д.