Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искусство сомнения Ричарда Грейсона

Британский художник, куратор XIII Сиднейской биеннале представил свои работы в «Мистецькому Арсеналі»
10 июля, 2012 - 11:40
КРОМЕ ВСТРЕЧ С РИЧАРДОМ ГРЕЙСОНОМ (НА ФОТО СПРАВА), В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА БРИТАНСКОГО СОВЕТА И АРСЕНАЛЕ, СЕГОДНЯ В 19.00 МОЖНО БУДЕТ ПООБЩАТЬСЯ С КУРАТОРА ОТДЕЛА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ГАЛЕРЕИ TATE MODERN НИКОЛАСОМ КАЛИНЕНОМ, А 19 ИЮЛЯ В 19.00 — С БРИТАНСКИМ СКУЛЬПТОРОМ РИЧАРДОМ ДИКОНОМ / ФОТО C САЙТА nad.Misteckim_Arsenalom

Встреча с художником произошла в рамках программы мероприятий Британского Совета на ARSENALE 2012. В центре лекции художника для заинтересованных киевлян — одна из основных его видеоработ «Золотой космический город Бога», посвященная переосмыслению такого философского понятия, как конец света. На видео люди поют либретто, составленное из разных частей Ветхого Завета. По мнению Грейсона, слова из этой части Библии — это своеобразная моральная договоренность между людьми, жизненная метафора для общества.

— Это видео — фактически Книга Откровения. Наиболее ценностными моментами в фильме являются кадры, где люди почему-то внезапно прекращают петь и просто смотрят куда-то, будто находясь в экстазе, — объясняет художник.

Работе над проектом «Золотой космический город Бога», как рассказал Ричард Грейсон, предшествовала серия текстовых картин, целью создания которой было объяснение непонятных вещей и познание окружающего мира. Первая из них называлась «Возможность путешествовать быстрее, чем свет», работу над которой художник начал в 2000 году.

Несмотря на то, что Ричард Грейсон в своих проектах использует современные техники и подходы, постмодерн он считает первой ступенькой на пути к краху в искусстве. Впрочем, по его мнению, эпоха постмодерна еще не наступила. «Я не хотел бы быть тем археологом, который через тысячу лет найдет черный куб и будет думать, что это — постамент или Бог», — говорит художник.

На вопрос, наступит ли возрождение искусства до того, как придет конец света, Грейсон ответил: «Если и придет возрождение, то точно не после апокалипсиса. Мы много говорим о возрождении, но то, что происходит ныне, — это также хорошо. Меня вот что интригует: где-то 50 процентов людей оставляют зал уже после трех-пять минут моего фильма, но некоторые смотрят до конца. Много лет назад было проведено исследование того, сколько времени люди проводят около одной картины в галерее, — приблизительно шесть секунд. Это не очень радует. Но если люди смотрят мои работы больше часа — это уже хорошо».

Художник признается: он не относится к сторонникам той точки зрения, что искусство непременно должно приносить какую-то пользу, потому что в целом в нем нет ничего, что может на практике улучшить жизнь. То, что делает Грейсон, — это искусство сомнения. «Я не пытаюсь познать смысл этого мира. Мои работы — это небольшие расследования, а не утверждения», — объясняет Ричард. Главным инструментом в этих художественных исследованиях является слово. На вопрос, возможно ли что-то изменить в мире с помощью слова, художник отвечает: «Да, потому что слова уже изменяли мир. И продолжают это делать».

Татьяна АВДАШКОВА, Нина ПОЛИЩУК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ