В Посольстве России в Украине прошел вечер, посвященный 90 летию со дня рождения легендарного пианиста Эмиля Григорьевича Гилельса.
Он родился 19 октября 1916 г. в Одессе. Рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас — ученик Шопена). 11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории, — написал музыковед Григорий Гордон.
В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове.
В 1933 году на I Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опровергнул все прогнозы относительно исхода конкурса. «Помню, — рассказывала пианистка Мария Гринберг, — как он играл Парафразу Листа на тему из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал». Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Он играл много... а затем решительно прервал свои концертные выступления и вернулся в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в 1935 г. консерваторию, Гилельс едет в Москву, продолжить учебу в школе при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Нейгауз.
Еще студентом Эмиль Гилельс сыграл со знаменитым Отто Клемперером Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов вспоминал: «Гилельс прикоснулся к клавишам — и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль — создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это».
В 1938 г. Гилельс одержал блистательную победу на Международном конкурсе пианистов им. Эжена Изаи в Брюсселе. После окончания Второй мировой войны Эмиль Гилельс стал выступать не только в бывшем СССР, но и за рубежом. Каждые его гастроли вызывали сенсацию. Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами; его пластинки вошли в дома миллионов меломанов...
12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве.
Гилельс обладал огромным репертуаром; он был универсален по умению сделать «своей» музыку самых разных эпох и стилей. Это был пианист-виртуоз, особый восторг слушателей вызывали его интерпретации произведений Бетховена, Брамса, Листа, Прокофьева, Рахманинова, Шуберта, Шумана...
На вечере показали фрагмент записи выступления Эмиля Гилельса в Большом зале Московской консерватории. Юрий Зильберман, гендиректор Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица, рассказал присутствующим о находках из личного архива Владимира Самойловича, которые ему удалось разыскать в США. Это — письма двух легендарных пианистов — Гилельса и Горовица друг к другу. То, что музыканты знали друг друга — факт, но что они дружили, были в курсе творческих и семейных дел — открытие. Творческую нить между двумя «исполинами романтизма в музыке ХХ века» на вечере продолжили молодые пианисты — дипломанты и лауреаты конкурсов им. В. Горовица (Александр Черный) и им. Э. Гилельса (Артем Яковенко, Василий Котыс, Георгий Кожухарь).
В начале ноября на родине Эмиля Григорьевича в Одессе прошел III Международный конкурс пианистов памяти Э. Гилельса. В этом году за победу боролись 38 человек из 16 стран в возрасте от 16 до 30 лет. Ректор Одесской музыкальной академии им. А. Неждановой Александр Сокол рассказал гостям дипсалона, что авторитет конкурса значительно вырос. Все музыканты показали высокий класс своего мастерства. По правилам соревнования конкурсанты исполняли произведения, которые любил играть Э. Гилельс и специально написанное В. Птушкиным «Украинское каприччио» (как обязательная программа), продемонстрировав виртуозное владение роялем, блестящую технику. Благодаря помощи меценатов и спонсоров отныне у академии появился уникальный инструмент — рояль Steinway (на нем играли конкурсанты).
— Все пианисты выступали очень хорошо, —рассказал «Дню» член жюри, композитор Михаил Степаненко. — Первую премию на Конкурсе им. Э. Гилельса получил абсолютно гениальный 18-летний Павел Колесник из Новосибирска. Я бы его назвал современным Моцартом. В прошлом году Павел получил первое место как скрипач, ныне победил уже как пианист. Колесник не только музыкант, но и композитор. Мы мечтаем пригласить его выступить в Киеве. Поверьте, вы получите колоссальное наслаждение от его игры. Павел Колесник — фантастически одаренная личность. Блестяще выступали львовянин Василий Котыс, занявший пятое место, и одессит Георгий Кожухарь, получивший бронзовую медаль. Спецприз жюри получил 16 летний Арсен Яковенко. Сам конкурснес огромную просветительскую функцию: это были лучшие образцы чистого, высокого искусства (классики). Исполнялись лучшие произведения, проверенные временем, а публика получила эстетическое наслаждение от великой музыки и мастерства пианистов. Конкурсанты продемонстрировали высокий уровень игры, виртуозность, пытаясь раскрыть душу исполняемых произведений. Все конкурсные дни в Одесской филармонии прошли на аншлагах.
Гости дипсалона смогли сами окунуться в чарующий мир музыки, подаренный талантливыми пианистами. Хозяин вечера, Посол РФ в Украине Виктор Черномырдин поблагодарил музыкантов за прекрасную игру и напомнил, что первый сольный концерт Эмиль Гилельс исполнил в 13 лет — столько же юному Александру Черному. Как знать, может пройдет совсем немного времени, и мы все будем вспоминать этот вечер, когда выступали молодые музыканты, которые в будущем прославят славянскую фортепианную школу.