Если хотите почувствовать, что весна, наконец, действительно не только на календаре, но и в сердце — посетите Музей истории Киева, где на протяжении марта будет проходить выставка известной художницы и дизайнера Натальи Петренко-Литвиновой. Для случайного посетителя экспозиция может показаться неожиданно пестрой, словно здесь представлены работы нескольких мастеров, и это действительно так. «Сквозь прозрачное полотно» — своеобразный отчет или интимная исповедь художницы о плодотворной творческой жизни, которая началась еще с 1990-х. За это время Наталья Петренко-Литвинова попробовала себя во многих стилях и жанрах. «Это то, чем я жила и за что боролась в своей живописи и в своем искусстве», — говорит художница.
Открывает историю ее творческих экспериментов и поисков дипломная работа — серия иллюстраций к сонетам Франческо Петрарки, выполненная в охристых тонах умбры. Здесь глубоко философское осмысление вечных тем сочетается с лирическими переживаниями самого автора. Такую тенденцию наблюдаем и в последующем ее творчестве, особенно в портретах и пейзажах разных периодов.
Чрезвычайно по-французски чувствуются несколько небольших по формату полотен, главным героем которых являются весенние цветы — петушки. Очень символично, что над работами из серии «Божественные цветы» мастерица работала в саду в Живерни, вблизи усадьбы-музея Клода Моне. Это очередное изменение в творчестве художницы: более свободный мазок, более тонкое звучание цветов. Искусствовед Дмитрий Корсунь отметил: «Это настоящая живопись, которую ценил и культивировал Федор Кричевский. Я вижу здесь огромный талант виденья, энергию воплощения и прочтения образа».
Отдельная часть экспозиции посвящена особенному проекту, достаточно неожиданному, но знаковому для творчества мастерицы. Это эскизы витражей, выполненных для новейшего храма пяти самых многочисленных конфессий мира — церкви Према в городе Веди Хоф, Австрия. Проект Натальи Петренко-Литвиновой победил в международном конкурсе и выдержал серьезную конкуренцию, прежде чем воплотиться в изысканных витражах. Образы христианства, ислама, иудаизма, буддизма и индуизма художница творчески воплотила и через традиционные коды-символы, например звезда Давида или «ом», и через символику растений и цветов. Для автора этот храм — воплощение любви. Что можем сказать также о ее творчестве в целом.
Выставка «Сквозь прозрачное полотно» открыта до 20 марта.