Волнами национального самоосознания, которыми «штормила» история Украины на протяжении многих веков, в наше не менее бурное «сегодня» возвращается знаменитая дочь знаменитого отца — Анна Ярославна — жена французского короля Генриха I, королева Франции, мать будущего короля Филиппа I, прародительница Бурбонской и Орлеанской королевских династий. И пока специалисты пытаются разобраться, что в истории Анны Ярославны правда, а что — из области легенд, пока люди спорят в соцсетях по поводу национальной принадлежности королевы, театр выполняет свою творческую миссию.
«Анна Киевская — королева Франции» — моноспектаклем по мотивам монографии Евгения Луняка «Анна Руська — королева Франції» и Велесовой книги начала свой путь творческая мастерская «Мой театр», возглавляемая режиссером Петром Ластивкой (с недавних пор — еще и директором Черкасского областного украинского музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко). Ластивка — режиссер-постановщик, автор сценографии и инсценировки этой «исповеди женщины», как обозначен жанр спектакля; в роли Анны Ярославны — Елена Ластивка, актриса Волынского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (на фото).
...Ее называли воплощением мудрости и красоты; на Евангелии, которое она привезла из Киева, до революции 1793 года присягали все французские короли во время коронации. Она свободно читала по-гречески и по-старославянски, писала кириллицей и глаголицей, тогда как ее муж — французский король — на свидетельстве о браке вместо подписи поставил крестик... Такие же свидетельства неграмотности французских баронов окружают подписи Анны Ярославны на многочисленных государственных французских документах. Эти и другие свидетельства уникальности Анны Ярославны изображает спектакль, который, в сущности, является автобиографической драмой, где прочерчен один сложный жизненный путь в контексте истории средневековой Европы. Эту исповедь Анны Ярославны принимают зрители, а порождает эта сама История — время, когда Киевская Русь была самым могущественным государством Востока, и породниться с ее главой было честью для королей Норвегии, Венгрии, Польши, Франции, для императора Византии. Это было время, когда в Париже жило около 15 тысяч человек, а в Киеве — более 50 тысяч; когда будущая королева Франции изучала математику, историю, иностранные языки, правила этикета, что считалось естественным для детей киевского князя, а в Европе не каждый мужчина-дворянин был грамотным. «Отец, отец, в какую варварскую страну ты меня послал...» — в отчаянии стонет Анна. И — «Как я хочу домой...» — эти слова являются рефреном исповеди киевской княжны, решенной в жанре моноспектакля, который для актера является одним из самых сложных. Часто он — иногда подсознательно, иногда на уровне режиссерской концепции — ищет выхода из своего монолога на диалог, хочет получить ответ на свои слова посредством выхода на объект для диалога.
Спектакль «Анна Киевская — королева Франции» ломает этот шаблон моноспектакля решением проблемы сценического переживания, которое было (и в определенном смысле остается) одной из самых главных проблем актерского творчества. Здесь проявляется раздвоенность сознания, о которой говорил также Сильвини, когда имел в виду игру актера: перевоплотиться, но так, чтобы остаться самим собой. Здесь перед зрителем предстает почти проcто герой спектакля — красавица в роскошном платье (художник костюма — Богдана Бочкай), величественная киевская княжна, которая на протяжении своей земной жизни достойно несла имя своего отца, а теперь наконец возвращается домой... Однако величие и достоинство французской королевы продиктованы личностью актрисы, и поэтому Анне Ярославне в исполнении Елены Ластивки не нужен диалог как способ поддержки. Собственно говоря, считается, что идеальное соотношение крайней эмоциональной чувствительности и полного владения собой в процессе переживания роли и характеризует талантливого актера.
Логично, что по окончанию такого спектакля возникает четкая уверенность, что Украина теперь должна возглавлять Евросоюз, а не выпрашивать безвизовый режим.
Спектакль «Анна Киевская — королева Франции» зрители увидят в театре «Сузір’я» 24 и 25 декабря.