Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История одного города и джаза

29 апреля, 2004 - 00:00

Город. Что представляет собой Донецк? Далеко за пределами Донецка известны его терриконы, индустриальный пейзаж, обильное количество девушек и розы, розы, розы. Но это устаревшее восприятие Донецка. Из новинок: памятник Иосифу Кобзону, под которым возлежат цветы, как на братской могиле, памятник Анатолию Соловьяненко, светлый лик которого изуродован так, что, если бы не подпись на постаменте, вряд ли кто-нибудь догадался, что это великий певец. И сплошной ремонт города, вернее его улиц, что напоминает Киев пятилетней давности.

Люди. Донетчане жуткие патриоты своего города. Они свой город любят так, как нигде в Украине, но почему-то с такой же пролетарской ненавистью дискредитируют его. Один таксист сказал нам, что Киев — это деревня, а настоящая столица Украины — Донецк. При этом он вез нас по городу, сбивая и оскорбляя прохожих, которые в это время переходили дорогу, в строго отведенных для этого местах. Как вы понимаете, после всего этого, ожидать, что вам будут улыбаться на улицах незнакомые люди, как это происходит повсеместно весной — ожидать не стоит. Т.е. атмосфера совсем не располагает к джазу, но почему-то джаз в этом городе уместен…

Джаз. История Джаз + Донецк = Любовь — длится уже 35 лет. Для первооткрывателей «ДоДжа» звучит большим откровением, что Донецк считался джазовым центром Советского Союза. Возможно, потому что это происходило в 60-х прошлого столетия (нас тогда еще не было на свете) и не пиарилось с такой силой, как это происходит сейчас, тем более, что в те времена джаз считался «буржуазным пережитком». Оказывается, в столицу Донбасса съезжались известные коллективы, исполнители и поклонники джаза не только СССР, но и всего мира (правда, и Донецк был совсем другим городом с другим населением) В середине 80-х эта традиция была утеряна, но, как оказалось не навсегда.

Фестиваль. Донецкий джазовый фестиваль — «ДоДж» — возродил и по-новому реализовал, проведя в 2001 году I Международный форум и конкурс молодых джазовых исполнителей, Александр Серый при помощи медиа-группы Level. За четыре года своей новейшей истории фестиваль набрал таких оборотов, что по праву считается международной джазовой общественностью, наиболее ярким событием на постсоветском джазовом пространстве. За всю историю «ДоДжа» гостями фестиваля и конкурса «ДоДж junior» стали более 600 исполнителей и коллективов со всего мира: от США до Грузии.

С легкой руки фестиваля зажглось много звездочек и звезд на мировой джазовой планете. Например, в этом году нам предъявили успехи лауреата первого конкурса «ДоДж junior» Александра Корогодина. Он извлекал звуки из рояля с таким энтузиазмом и так технично, что хотелось вскочить со своего места и пуститься в пляс. Его глаза светились бешенным огнем и вся его успешная карьера джазового пианиста словно проходила перед нами в цветных картинках. К слову, Александр живет и учится теперь в Германии и с не меньшим энтузиазмом рассказывает всем, из какого города он родом и лауреатом какого конкурса является. Его мало, кто понимает, но пиар Донецку и его джазовой школе — весомый.

Гости. Персона намба ван на этом фестивале — его бессменный ведущий — легендарный конферансье, петербуржец, джазовый критик, автор первой книги о джазе на русском языке Владимир Фейертаг. Каждый номер программы он представляет так, что даже если у тебя закрадываются крамольные мысли выйти покурить и сделать паузу в пятичасовом концертном марафоне, то после фейертаговской подводки сделать это уже не смеет никто.

Неизменным на «ДоДже» из года в год остается выступление хозяев фестиваля в разнообразном сочетании с гостями. В этом году корифей донецких фестивалей трубач Валерий Колесников порадовал тремя джазовыми стандартами в классном дуэте с пианистом из России Леонидом Винцкевичем. А в завершении фестиваля, когда уже все призы были розданы и машины разыграны, — Валерий Колесников, Игорь Бриль (ф но), Алексей Кузнецов (гитара), Гулико Чантурия (вокал) слились в абсолютно импровизированном жюри- джем, показав и публике и конкурсантам, что такое настоящий джаз больших мастеров.

Еще одна приятная традиция — приглашение на каждый «ДоДж» биг- бэндов. Если в прошлые годы это были биг-бэнд из Краснодара под руководством Георгия Гараняна или знаменитый оркестр имени Олега Лундстрема под руководством того же Гараняна, то в этом году мы стали свидетелями высококлассного выступления ростовского биг-бэнда п/у Михаила Радинского. Здесь надо заметить, вслед за Фейертагом, что биг- бэндов вообще много не бывает, ибо в классическом составе такой оркестр должно содержать государство. Сами понимаете, как оно это может делать. Поэтому здесь включается в действие энтузиазм и безумная верность джазу. Посему в Ростове-на- Дону таких биг-бэндов несколько. А все потому, что этот город является своеобразным центром биг-бэндовой жизни еще со времен первого оркестра, организованного прославленным Кимом Назаретовым. Что биг-бэндовые традиции таки живы в лучшем виде, мы и смогли убедиться, послушав мини-программу ростовчан.

Что же касается убойных номеров на «ДоДж#2004», то в качестве таковых выступили: секстет Doo-Bop Sound, «двурукий гитарист» Энвер Измайлов и трио Аркадия Эскина.

Питерские музыканты из Doo- Bop Sound определяют свою музыку как «эйсид-джаз в смеси с фанком и джаз-роком». Все участники секстета — прекрасные импровизаторы с внушительной джазовой школой. Все аранжировки оригинальны (главные поставщики материала — Алексей Попов и Алексей Никонов), а композиции обладают таким динамическим диапазоном и настолько прочно связаны интонационно с джазовой классикой, что музыка группы одинаково приемлема как для любителей остро-ритмичного современного фьюжн, так и для поклонников старого свинга.

О «восточной легенде» — гитаристе из совхоза «Завет Ленинский», что в Крыму, — Энвере Измайлове писали так много, что в очередной раз попытаться рассказать словами, то, как он умеет в музыке танцевать, созерцая; плакать с улыбкой, периодически оставаясь наедине со своим «одиноким гитарным голосом»; шутить и буквально сводить с ума от удовольствия публику — затея глупая. Поэтому, если вы еще ни разу не слушали Измайлова — сделайте это.

Один из лучших, если не лучший пианист Беларуси, участник легендарных «Песняров», а ныне солист Государственного оркестра Беларуси Михаила Финберга — пианист Аркадий Эскин приехал в Донецк со своим трио. И, кроме того, выступил на киевском «ДоДже», который состоялся в качестве джазового эха донецкого. Этому не помешал ни его возраст, ни, очевидно, неважное самочувствие. Но, для великолепного музыканта, исключительно тонкого пианиста, перебирающего клавиши рояля, словно жемчуг — такие мелочи, как возраст (ему 74 года), отнюдь не помеха. Тем более, когда звучат импровизации на тему «песняровской» «Вероники» или собственные виртуозные и зажигательные «Испанские напевы».

Гости из прекрасного далека. В этом качестве выступали квартет известнейшего польского саксофониста и композитора Збигнева Намысловского и второй в мире исполнитель джаза на губной гармонике Оливье Кер-Орио в дуэте с Мануэлем Рошманом (Франция). Здесь мы всласть насладились камерным, оригинальным авторским джазом, несколько завораживающего звучания и медитацией под довольно-таки непривычный ансамбль губной гармоники и рояля.

Конкурс. «ДоДж junior#2004» в этом году прошел не так спокойно, как в предыдущие. Очевидно потому, что многие были удивлены участием в джазовых соревнованиях коллектива BRILL BROTHERS, которые на «ДоДже#2002» выступали со своим отцом — знаменитым джазовым пианистом Игорем Брилем в составе ансамбля «Новое поколение». Именно как гости, а не молодые исполнители. Тогда, прекрасно отыграв свой мини-концерт в гостевой части фестиваля, близнецы-саксофонисты Александр и Дмитрий произвели хорошее впечатление, но никто не мог подумать, что они решатся принять участие в конкурсе, главой жюри которого является их отец. Конечно, BRILL BROTHERS — мастера, и Гран-при (кстати, не присуждавшееся последние два года) заслуженно уехало в Москву. Но некоторые сомнения и брожения все же были посеяны в стройных рядах безукоризненно организованного «ДоДжа».

Далее премии распределились таким образом: Первая премия UNLIMITED — Донецк/Украина, вторая — группа БиСи Донецк/Украина, третью премию разделили — UNI VOX — Кишинев /Молдова и Владимир ЛУИЗО — трио — Москва/Россия. В этом списке практически 100% должны были оказаться и киевляне — великолепная группа FRENATION AL BAND. Но из-за превышения ими хронометража конкурсного выступления на 7 минут, ребята, первоначально вообще чуть было не слетели с конкурса, а в итоге получили поощрительную специальную премию «Компромисс». Ко всем злоключениям киевлян добавилась непростительная ошибка оргкомитета или самого жюри — диплом в категории «лучшие инструменталисты» был выписан не на имя победителя Максима Малышева — ударника из FRENATION AL BAND, а на имя ударника BRILL BROTHERS Дмитрия Севастьянова. Неприятно ужасно, но пусть это будет самым большим разочарованием в весьма перспективной творческой жизни этой команды. Тем более, что кроме Малышева, специальные дипломы получили музыканты этой команды — клавишник Усеим Бекиров и саксофонист Максим Кочетов.

Финал. На сцене появился элегантный Святослав Бэлза в качестве свадебного генерала и намека на окрепшие связи Донецка с Москвой и телеканалом «Культура». Продемонстрировав публике архивную афишу того самого Первого джазового фестиваля в Донецке 1969 года и сказав подобающие случаю слова, Бэлза передал слово… шикарному именинному торту, который под аккомпанемент лауреата первого конкурса «ДоДж junior» пианиста Александра Корогодина, прославляющего нынче донецкий джаз в Германии, выплыл в виде шляпы на голове донетчанки с тридцатью пятью свечами. Потом его все дружно ели на традиционном джем-сейшене и радовались, что следующий, пятый, юбилейный «ДоДж» станет окончательно выездным и поедет рассказывать историю Донецк + Джаз не только в Киев, но и во Львов с Москвой. Очевидно, скоро у всех на устах будет фраза: «Любите ли вы джаз так, как его любят в Донецке?!»

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, Мария ИЛЬИНА, Донецк — Киев.Фото Александра ЛОБАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ