Вчера в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» начался проект «Завтра —Рождество!», который будет продолжаться вплоть до Крещения. Событие приурочено к 100-летию со дня рождения его основателя. Иван Макарович Гончар (27 января 1911 — 18 июня 1993) — талантливый художник и скульптор, самобытный народовед и самоотверженный коллекционер. Сделанное только этим одним человеком приравнивается к достижениям целой научной институции! Он — автор памятников Устиму Кармелюку, Ивану Гонте, Григорию Сковороде, молодому Тарасу Шевченко, Лесе Украинке, Михаилу Коцюбинскому, Владимиру Сосюре; портретов Богдана Хмельницкого, Марии Заньковецкой, Леся Курбаса, Анатолия Соловьяненко. С конца 1950-х собирал предметы народной культуры и быта, перейдя тем самым в оппозицию к советской власти. В результате, за три десятилетия коллекция украинской старины насчитывала 7000(!) экспонатов. Все то делалось с единственной целью — украинцы должны знать о себе!
Праздновать век основателя музея будут разнообразно! На протяжении, фактически, месяца состоятся мастер-классы декоративно-прикладного искусства, росписи на стекле, выпекания пряников и разучивания колядок; презентации клипа «Щедрик» Олега Скрипки и анимации Сашка Лирника и Степана Коваля; выставка «Украинское Рождество: символы и знаки»; импреза «Ночь в музее»; акция «12 блюд к Рождеству в кругу известных украинских семей» (в меню «щука по-гайдамацки» от группы «Гайдамаки», кутья от Нины Матвиенко, «узвар» от братьев Капрановых...); показ мод от дизайнера Леси Телиженко... Затем по стране будет разъезжать передвижная выставка: «Иван Гончар. Победа одной жизни». Также в 2011-м к выходу в свет готовится книжка об Иване Макаровиче «...А в моїй хаті своя свята правда», которая писалась почти 14 лет! Ее автор — заведующая отделом архивов Лидия Дубиковская-Кальненко, соавтор — сын коллекционера, в настоящее время — директор центра Петр Гончар. Пока рукопись еще в работе, предлагаю читателям «Дня» фрагменты из другой книги — книги воспоминаний.
Лидия ДУБИКОВСКАЯ-КАЛЬНЕНКО: — Название книги — это цитата из дневников Ивана Макаровича. «Приду я из города в свою хату-музей и будто прибуду из чужой страны в родную, — писал он в апреле 1969 года. (Пани Лидия цитирует наизусть). — Бурлит Крещатик, шумят улицы и учреждения седого Киева на чужом, хотя и соседнем языке, а в моем доме звенит родной язык, родная песня. Везде по городу куют неправды против моего народа, а в моем доме своя святая правда и дух народа, который согревает наши измученные души». Иван Гончар родился в селе. В доме —на печи он творил: рисовал, лепил, вырезал. Она была его пристанищем. Даже потом, когда имел квартиру в центре Киева, на улице Артема, все равно решил построить дом.
Петр ГОНЧАР: — По-видимому, ни для одного народа образ дома не значит столько, сколько он значит для украинцев. Очевидно, это потому, что мы долго не имели своего государства. Вспомним Шевченко: «В своем доме и правда, и сила, и воля».
Вспоминаю, как-то в первые годы независимости попал в военную часть. В прежней ленинской комнате пусто, только висит картина и нарисованный на ней аккуратненький домик. «То, — говорят, — наш оберег!». То есть где-то на подсознательном уровне для нас дом — больше, чем просто помещение, в котором живут. Он имеет сакрально-философское содержание и является прообразом Украины.
Л. Д.-К.: — В доме Гончара многие искали прибежища — духовного, психологического, эмоционального. Это можно сравнить с тем, когда человек приходит в церковь: постоит, помолится, зажжет свечу и, набравшись силы, возвращается, так сказать, в мир. Бывало, студенты забегали на обед, а те, которым негде было приютиться, оставались на ночь. Даже был такой смешной случай. Один из ребят попросил написать рекомендацию для поступления в университет. В результате, ему пришлось поступать... восемь раз — Иван Макарович был в оппозиции к советской власти.
П.Г.: — Ивану Макаровичу доверяли. На дворе советские времена: нужно иметь удостоверение, мол, представляешь государственную структуру, для которой ищешь предметы старины. А здесь мужчина себе собирает в частный музей. Куда бы он не шел, преимущественно экспонаты ему дарили. Изредка за символическую плату покупал сам. Если взять альбом «Украина и украинцы», то там же столько чьих-то семейных фото!
Икона Святого Никиты, найденная в селе Тарасовка на Черкасщине — родине Шевченко. (Показывает). Если посмотреть биографию Кобзаря, то учился у дьяка, в которого, как пишет он, очень красиво выходил Святой Никита. Весьма возможно, что этот образ рисовал тот же дьяк — учитель маленького Тараса. По всему видать, что работа принадлежит кисти виртуозного мастера иконописца. А то, вероятно, робота самого Шевченко. (Берет в руки другую картину). Как-то Иван Гончар приехал в имение Лизогуба, что в Седневе на Черниговщине. Садовник ему рассказал, что неподалеку есть старая церковь, где, кстати, Тарас Григорьевич рисовал, а на хорах там всяческий хлам валяется. Как раз среди него и была она найдена. «Ну, рука Шевченко, — все приговаривал коллекционер. — Точно, школа Брюллова. Шевченковские женщины все похожи на женщин, изображенных Брюлловым». Но, конечно, никаких стопроцентных доказательств нет.
Иван Макарович был весьма амбициозен. Всегда стремился быть впереди. Любил, чтобы его хвалили, что естественно для художника. И вдруг ему говорят прекратить «националистическую» деятельность, отдать все собранное государству, написав в газете, мол, ошибался. Тогда в дальнейшем будет иметь большие государственные заказы и признание. Здесь столкнулись честолюбие и идея. В то время его мастерскую не раз поджигали, часто звонили домой и угрожали. Он постоянно меня спрашивал: «Что делать?». Определенно, переживал сложную внутреннюю борьбу. Однако выстоял. Благодаря друзьям: Лидии Орел, Леопольду Ященко, Наталье Поклад, Николаю Кагарлицкому, Олесю Фесюну. Между прочим, они были, что называется, на карандаше в КГБ, как и все те, кто приходил в наш дом-музей потом.
Л. Д.-К.: — В дневниковых записях народоведа написано, что невесело начался 1973 год. Пришли Петрусь с Ниной (Петр Гончар с женой Ниной Матвиенко. — Ред.) на Рождество. И она рассказывает, что ее брата, который в то время служил в Германии, спрашивали, бывает ли в доме скульптора Гончара, когда приезжает в Киев.
П.Г.: — Иван Макарович давал нам задание раз в неделю приводить в музей человек десять. Это была такая просветительская работа! Формирование духовного войска!
Он никогда не воспринимал свою численную коллекцию как музейный сборник. Все то не сберегалось в тайниках, а украшало дом. Хотел не просто дать пристанище тем культурным ценностям, которые исчезают или исчезли бы, когда бы не насобирал. Стремился изо всех сил создать такую среду, чтобы каждый человек, попав туда, мог почувствовать свою идентичность.
Л. Д.-К.: — Приходили в дом, видели там разные вышивки и вспоминали, что в сундуках их бабушек такие же спрятаны. Да и больше. Такие же иконы у них когда-то стояли в красном углу. Так начинали осознавать, кто мы.
П.Г.: — Здесь, при входе в музей, собран весь украинский род в фотографиях. Каждый себя может там увидеть. В зеркале. (Зеркало среди работ размещено таким образом, что когда кто-то в него посмотрит, то будто добавляется к нашему родоводу. — Ред.) В экспозициях нашего музея, по-видимому, впервые за всю историю отечественной музеологии, «выставлены» люди — коллекционер собрал больше 20 тысяч снимков украинцев конца ХІХ — начала ХХ веков.
Иван Гончар построил этот музей для нас, заповедав: «Это — ваш дом! И пусть никто чужой не рассказывает, как тут жить. Потому что мы сами его сотворили. Своими руками. Своими сердцами. Это зафиксировано в нашем традиционном искусстве и народной культуре. Поэтому, если хотите быть счастливыми, живите у себя дома!»