Новый год, Рождество и вообще весь январь — знаковый месяц для этой идеальной пары — так называли семью и союз двух творческих личностей Ивана Карабица (популярного украинского композитора) и Марианны Копыци (известного музыковеда, профессора Национальной академии музыки Украины им. П. Чайковского). Это рассказ не только о большой любви, подарившей двух замечательных детей, продолживших музыкальную династию (сын Кирилл — молодой дирижер, а дочь Иванна — будущий музыковед, заканчивает НМАУ). Иван Федорович разглядел талант, помог раскрыться многим молодым композиторам, музыкантам-исполнителям. Иван Карабиц был основателем таких престижных форумов, как Международный конкурс молодых пианистов памяти В. Горовица, Летней академии, фестиваля «Киев Музик Фест». Он стоял у истоков рождения камерного ансамбля «Киевская камерата, возродил популярные в нашей столице Летние музыкальные вечера в парке возле Мариинского дворца.
Ивану Федоровичу была уготована звездная и все-таки непростая судьба. Он испытал всемирную славу. Его произведения исполняются во многих странах. Иван Карабиц был одним из первых украинских авторов, выступивших в знаменитом зале Корнеги-холла. Познал маэстро и горечь оттого, что не все им написанное было услышано публикой. Композитор является автором прекрасных симфонических, камерных произведений, песен, музыки к кинофильмам, которые и ныне, после его смерти, подкосившей маэстро на взлете (Карабиц умер в 58 лет), восхищают мощью, особой проникновенностью. В них слышны интонации сегодняшнего дня и ритмы будущего...
ВСТРЕЧА
— У нас был очень яркий курс, — вспоминает вдова композитора Марианна Давыдовна. — Сегодня они занимают ключевые позиции в украинской культуре и музыкальной науке. Назову несколько имен: Геннадий Сасько, Александр Костин, Вадим Ильин (ныне живет за рубежом), Петр Петров-Омельчук, Олег Кива... В общем, такая интересная гвардия — 7 композиторов и 15 музыковедов. Все как на подбор: молодые, талантливые и очень дружные. На нашем курсе числился Владимир Верменич (автор знаменитых «Чорнобривців»), но на занятия он не ходил (был старше нас, уже известный композитор). Однажды, в середине семестра, когда мы учились на втором курсе, появился в аудитории симпатичный парень. Мы решили, что это Верменич, а оказалось, что это из армии вернулся Карабиц. Иван год прослужил в Сухопутных войсках в Остре, а потом год дослужил в ансамбле Киевского военного округа. Кстати, это удалось сделать благодаря ходатайству его легендарного педагога Бориса Лятошинского. Он очень переживал, что такой талантливый ученик, вместо того, чтобы постигать премудрости композиции, занимается никому не нужной муштрой... Иван восстановился в консерватории, а так как он не ходил регулярно на лекции, занимаясь по индивидуальному плану, то мы толком и не познакомились... Потом он признался, что влюбился в меня с первого взгляда, но как человек очень тактичный не спешил высказывать свои чувства.
Все изменила наша поездка на зимние каникулы в Карпаты. Мы всем курсом поехали в Рахов кататься на лыжах и санях. Девчонки жили в одной хате, парни — в другой. Я замечала, как пристально смотрит на меня Иван, но особого внимания не придавала, хотя не только девчонки нашей группы, но и с других факультетов консерватории были влюблены в Карабица...
Иван всегда был ведущим на больших карпатских санях (гринджолах), а за ним в них садились и стояли на длинных полозьях по 7— 8 человек. Как-то он спрашивает: «А почему вы с нами не катаетесь»? Тот наш спуск плачевно закончился. Сани перевернулись, а Иван травмировал ногу. Повезли его на этих злосчастных санях в медпункт. Оказалось, что у Карабица перелом. Ему наложили гипс, но если до травмы девчонки роем вились возле Ивана, то тут их словно сдуло. Через два дня мы с Иваном остались одни. Я, как самая сердобольная, не поехала к друзьям во Львов, а помогла ему добраться в Киев. Как только мы вернулись, мне стали звонить сокурсницы, выясняя: как себя Карабиц чувствует? Вновь с их стороны началась его осада, но глаза Ивана загорались, только стоило мне переступить порог комнаты (он жил в общежитии ансамбля КВО). Так несчастье нас сблизило. Он оказался интересным собеседником, очень начитанным парнем, тонко разбирающимся и чувствующим музыку... Через полгода (11 июля) мы поженились.
СОЮЗ
Немногие ранние браки становятся крепкими, выдерживают испытание временем. А этот союз Марианны и Ивана бы основан на большой любви, которую они пронесли через всю жизнь. Хотя, казалось бы, они такие разные. Иван Федорович родился на Донбассе (село Ялта) в семье шахтера и учительницы, а Марианна Давыдовна из круга киевской интеллигенции (Давыд Демидович Копыця — известный литературовед, автор сценариев. Кстати, Киевская киностудия получила название им. Довженко, с его подачи, когда Копыця был директором студии. В июле 2006 г. будут отмечать 100-летний юбилей этого деятеля украинской культуры. — Т. П. ).
...Была у Ивана Карабица тайна. Лишь во времена Независимости Украины композитор признался супруге, что он имеет греческие корни (в сталинские времена многих его родственников депортировали, а половина их рода погибла). Когда отцу выписывали паспорт, его иностранную фамилию Карабитис трансформировали и записали как Карабиц. Генетический страх заставил маэстро молчать многие годы. По материнской линии в нем текла украинская кровь (бабушка родом из Белой Церкви Киевской обл.), а по отцовской — греческая. За «чернявость» многие коллеги считали его евреем... Этот пресловутый «пятый пункт» мешал композитору в жизни, в карьере, но Карабиц ничего не разъяснял и не роптал...
Откуда у мальчика из села композиторский дар? То, что Ваня имеет абсолютный слух и потрясающий голос, заметила его мама. Она повела Ивана петь в хор. Кстати, хоровой путь пройдет и его сын Кирилл. Как
и Карабиц-старший, он не
просто увлечется музыкой, а станет настоящим профессионалом. — До 13 лет Иван учился в Дзержинской музшколе, потом в Артемовском музыкальном училище, — продолжила свой рассказ Марианна Копыця. — Он начинал с народного отделения, затем перешел на фортепианное, и, как пианист, получил направление в Киевскую консерваторию...
Моей маме Иван понравился с первой встречи. Несмотря на то, что мы были очень молоды, еще студенты — она не отговаривала нас от брака. Вы знаете, те, кто общался с Карабицем, сразу же попадали под его чары. Он был человеком высокой внутренней культуры, философского склада ума, интеллигентный, внимательный, скромный, добрый, очень отзывчивый — всегда готовый прийти на помощь. Когда мы поженились, моего отца уже не было в живых. Вы знаете, наверное, есть какие-то закономерности: отец умер на 59 году жизни, и для Ивана Федоровича это стало роковым числом... Но если смерть моего отца можно объяснить: он прошел всю войну, оборонял Ленинград, имел 19 ран возле сердца, то мой муж на здоровье не жаловался. Фактически, он умер из-за неправильно поставленного диагноза (перенес на ногах воспаление легких, находясь с лауреатами Конкурса им. В. Горовица в США). Когда вернулся в Киев, то долго покашливал. Врачи считали, что у него опухоль: назначили сильную химиотерапию и облучение. Предлагали операцию. Тогда Кирилл повез отца на консультацию в Австрию, и там выяснилось, что опухоли нет! А есть сожженные легкие... Он температурил, его знобило, но Иван Федорович активно работал как председатель жюри, провел конкурс «Горовиц-дебют», преподавал, писал музыку. Мы с детьми думали, что он сильно перетрудился, усталость скоро пройдет и он поправится. До последней минуты муж был в памяти, мы строили планы на будущее... А смерть наступила из-за того, что у него отказали почки. Вы знаете, 20 января исполнится четыре года, как Ивана Федоровича нет с нами, и каждый день я пытаюсь понять, почему произошла ошибка? Почему он так рано нас покинул?
МУЗЫКА
Процесс рождения музыки загадочен и таинственен. Как вспоминает Марианна Давыдовна, Иван Федорович не относился к композиторам, которые ежедневно терроризируют семью своими пассажами на фортепиано: «Громко, на три форте сотрясая стены квартиры, а домочадцы должны ходить на цыпочках, так как творит гений. Мы могли, проснувшись утром, услышать, что он тихонько нажимает на клавиши рояля. Иван сочинял музыку внутренним слухом. Он очень трепетно относился к каждому своему сочинению, мало говорил о том, что еще не родилось. Только очень-очень доверенным лицам мог рассказать замысел. Иван боялся спугнуть мелодию, в чем-то сам разувериться. Он мог поговорить с друзьями нашей семьи — академиком Раппопортом или философом Крымским. Иногда он исполнял песню или мелодию к кинофильму, но если задумывал что-то большое, то делился этим с несколькими людьми, чьим мнением дорожил. Например, с Валентином Сильвестровым — давним другом Ивана».
Именно Сильвестров завершил недописанное последнее произведение Карабица — так родилась их знаменитая «Элегия». Валентин Васильевич отнесся к нотам своего друга и коллеги очень деликатно. В первой части он не изменил ни одной ноты, сохранив стиль Карабица, а далее звучит мелодия Сильвестрова. «Элегия» посвящена Марианне Копыце.
Ивана Федоровича можно назвать последователем шестидесятников. Его первые произведения были авангардными, написанные под влиянием его старших коллег: Леонида Грабовского, Валентина Сильвестрова, Владимира Губы. Они часто встречались у Сильвестрова, слушали современную музыку, спорили...
Например, в полном объеме оперу-ораторию «Киевские фрески» Иван Карабиц при жизни так и не услышал. Ноты пропали, их по крупицам восстановил его ученик Артем Рощенко. Премьера состоялась через 23 года после ее написания в Национальной опере Украины (январь 2005 года) — дирижировал сын композитора Кирилл.
— «Киевские фрески» можно назвать драматическим произведением в жизни Ивана, — вспоминает вдова композитора. — Хотя начиналось все очень красиво. Идея родилась в творческом содружестве с поэтом Борисом Олийныком и дирижером Стефаном Турчаком. Затем к их трио присоединился хормейстер Лев Венедиктов. «Фрески» писались под заказ — к 1500-летию Киева. Иван Федорович писал их буквально взахлеб. Там звучат потрясающие стихи: Тычины, Сковороды, Драча, Шевченко, Олийныка, Рыльского, тексты из летописей. В этом произведении использовался синтез нескольких жанров (театра, хореографии, кино, вокала, поэтического слова). Единственный раз оратория прозвучала только в концертном исполнении на сцене Национальной филармонии, и эту запись выпустила фирма «Мелодия» (о почти детективной истории, происшедшей с «Киевскими фресками», наша газета писала в №№3 и 8 этого года).
Концерт для хора и оркестра на слова Г. Сковороды «Сад божественних пісень» — любимое произведение маэстро. Он написал его в 1974 году, уже будучи лауреатом Всесоюзного конкурса молодых композиторов, получив награду за свой Первый фортепианный концерт. Сковорода прошел красной нитью в судьбе Ивана. Он знал многие его произведения наизусть, часто цитировал, при чем делал это к месту и очень точно. Мне кажется, что Сковорода дал Ивану крылья для полета, глубину и масштабность, философский смысл его музыке. В конце жизни муж вновь вернулся к творчеству Григория Савича, собираясь написать музыку на его латинские тексты. У нас остались наброски, а из них потом родилась «Элегия» Карабица-Сильвестрова».
Знаменитые «Голосіння» Карабица — жемчужина в творчестве композитора. Но, как считает М. Копыця, величие этого сочинения еще предстоит оценить потомкам, и его можно назвать мостом между нынешним временем и будущим. Вдова с грустью говорит: «Наверное, я поступила неправильно, что не оставила преподавательскую работу и не стала продюсером мужа. Я понимала, что Иван Федорович — талант, но в нашей семье мы считали, что не следует ходить, просить, а если ты чего-то достоин, то тебя обязательно заметят»...
ДЕТИ
— Наши дети выросли в атмосфере любви, — говорит Марианна Давыдовна. — Кирилл родился 26 декабря, а Иванна — 6 января. Муж очень гордился, что у нас растет сын, но когда через семь лет появилась дочь, то именно она стала его любимицей. Если Кирилла он воспитывал строго, как мужчину, то Иванну баловал. Кстати, когда Иван Федорович заметил, что у сына есть талант, причем неординарный, то он стал его раскрывать, направлял, советовал. Так, первое сочинение, написанное сыном в подростковом возрасте, он показывал друзьям, не скрывая своей гордости за Кирилла. Он верил, что наш сын станет хорошим музыкантом».
Сегодня Кирилл живет на три страны: Украина, Франция, Италия. Как дирижер много гастролирует. Недавно у него закончился контракт с оркестром «Радио Франции», но он продолжает сотрудничество со Страсбургом — поставил оперу «Евгений Онегин», которую высоко оценили слушатели и критики. Недавно дирижер вернулся из гастролей по Австралии — выступал с Сиднейским симфоническим оркестром.
25 декабря в Национальной опере Украины состоялась обновленная версия «Наталки Полтавки» (режиссер Дмитрий Гнатюк, дирижер Кирилл Карабиц). Молодой маэстро бережно отнесся к музыке Николая Лысенко, но по-новому посмотрел на этот спектакль-визитку театра. В оркестр он ввел бандуристов и, таким образом, добавил колорит в музыкальную канву оперы. Известный бандурист Роман Грынкив импровизировал по ходу постановки. Но вообще в Национальной опере К. Карабиц выступает редко (он дирижирует операми: «Паяцы», «Тоска», а теперь и «Наталкой Полтавкой»). Хотя Киев Кирилл называет «своим гнездом», и где бы не выступал — все равно возвращается в Украину. Его сестра Иванна ныне учится на четвертом курсе НМАУ, пишет о музыке. У нее уже есть несколько напечатанных в газетах статей. Есть и третье поколение Карабицев — дочь Кирилла. О том, что скоро станет дедом, Иван Федорович узнал в больнице, но родилась малышка уже после его смерти. Она украинка по папе и итальянка по маме. Девочку назвали двойным именем Гайя-Катарина (ей три с половиной года). Дети и внучка Ивана Федоровича— блондины и очень похожи на Музу композитора — его Марианну...
17 января — день рождения, а 20 января — день смерти Ивана Карабица. В этот день друзья, коллеги, ученики — все, кто его помнит и любит, придут на его могилу на Байковом кладбище, принесут цветы...