Основатели нового театрального пространства Сцена 6, которые своими проектами быстро завоевали не только киевского зрителя — на спектакли едут из других городов, — снова удивили и порадовали. На два дня сцену «оккупировал» международный проект «Рюссофобия». Контент создан финско-российско-украинской группой. Первоначальная идея режиссера московского Театра. dok Варвары Фраер претерпела серьезные изменения, когда к проекту подключился украинский драматург Максим Курочкин, который провел временные параллели между тем, что происходило 80 лет назад с маленькой, но стремящейся к самостоятельности и независимости от «большого» соседа, страной Финляндией и сегодняшними событиями в Украине.
Страхи и опыт, надежды и размышления героев пьесы, простых, обычных людей непосредственно связаны с темами давней зимней войны и войной, развязанной бывшим «братом» в Украине.
Театр документальной пьесы — Театр. dok, был создан в 2002 году несколькими драматургами в жанре документального театра. Это особый жанр, существующий на стыке искусства и злободневного социального анализа. Творческие группы театра создают спектакли на основе встреч с реальными людьми на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности. Используются свидетельства реальных людей, техника verbatim, «глубокая импровизация», театральные игры и тренинги. Участие в престижных театральных фестивалях как в родной стране, так и в разных концах Европы, не только не спасли, но стали лакмусовой бумажкой неприятия театра сегодняшним режимом. Но театр жив и продолжает свое дело, которое сегодня, на мой взгляд, приравнивается, к гражданскому подвигу.
В «Рюссофобии», согласно жанровой особенности театра, устами скрюченного жизнью старика ребенок вспоминает, как дяденька из самолета с красными звездами пытался пристрелить его из пулемета. А сегодняшний герой в Киеве не может простить себе своего отсутствия на Майдане — ведь в это время он обустраивал свою долгожданную ипотечную квартиру в Москве. Параллельно вспоминая, сколько разного рода плевков и оплеух пропустил он и вся наша страна — от «краденой нефти» до оказавшегося фиктивным Будапештского меморандума. Ведь были ж знаки, кровь лилась давно — от первой, порвавшей с совком, Прибалтики, через Чечню и украденные у Грузии территории, до «вежливых зеленых человечков» в Крыму. По словам драматурга, самым сложным для него самого было осознавать абсолютный покой людей в момент исторических потрясений. И это стало шансом высказаться по теме, которая его глубоко волнует.
Премьера спектакля состоялась в Тампере в конце прошлого года. Финская версия прошла с названием Rajavirhe («Пограничный инцидент»). Однако рисунок и текст у спектаклей для Финляндии, России и Украины — одинаковый.
Актерский состав — труппа одного из самых известных в Финляндии независимых театров Telakka, который в 2016 году был назван лучшим театром года. Артисты его известны далеко за пределами страны. Например, Томи Салмед снимался в фильме Джима Джармуша «Ночь на Земле». И в проекте, который увидели в Киеве, артисты порадовали точными рисунками ролей и высоким профессионализмом. В не самом простом жанре документального театра.
С Варварой Фаер, режиссером Театра.dok и вышеупомянутого спектакля, удалось коротко поговорить.
— Варвара, первоначально проект задумывался как воспоминания финнов о войне их страны с СССР. Это была совсем другая история — об отношении страны-гиганта к окружающему миру. Нечестное отношение... С участием украинского драматурга Максима Курочкина повествование о той войне приобрело совершенно иные ракурсы — из ревизий ощущений истории перетекло к взрывоопасной точке сегодняшнего дня — Украине. Воспоминания о прошлом плавно перетекли в прогнозы на будущее. Спектакль уже был сыгран в Финляндии, в Украине, через два дня будет премьера в Москве. Причем последняя — это уже вызов. Каковы ваши впечатления от восприятия происходящего на сцене европейским зрителем, украинским, и ваши предположения на реакцию российского зрителя?
— Да, Финлядия и Украина уже посмотрели готовый спектакль, в Москве у нас была год назад читка. В Финляндии мнения разделились — от восторженных до глубоко возмущенных. Часть публики, примерно, половина, считают эту пьесу пропагандистской. А они этого не любят. Думаю, не только в Финляндии, вообще — в Европе. Хотят жить своим умом. Считают, не все так уж однозначно — может, Путин в чем-то прав. Надо посмотреть, подумать — не бывает стопроцентно черного или белого. Вторая половина обращает внимание на то, ради чего я делала этот спектакль, — на выхлест эмоций ради аналитических размышлений. Там важна живая эмоция, человеческие чувства, внимание к «историческим вешкам». Они присутствуют в контексте не для украшения, а как некие важнейшие акценты, которые недопустимо пропустить.
Украинская аудитория была более единодушна. Даже артисты отметили, что зал потрясающе смотрит и слушает. И это напитывало их невероятной энергией. Кстати, нас уже пригласили с этим спектаклем по всей Украине. Надеюсь, увидимся. Мне у вас так легко дышится... Посмотрим, как пройдет через день спектакль в Москве, но читку приняли очень хорошо. Тут надо учитывать, что у Театра. Dok оппозиционная аудитория, именно она придет смотреть спектакль.
— А как же ваши «постоянные поклонники» ФСБешники?
— Думаете, придут? Посмотрим...
Фото предоставлены театром