Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Изабель Юппер — настоящий хамелеон...»

Французский режиссер Марк ФИТУССИ об Одессе, украинках и кинофестивалях
4 августа, 2010 - 19:03
МАРК ФИТУССИ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА МАРКА ФИТУССИ
ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР И ЕЕ ДОЧЬ ЛОЛИТА ШАММА / ФОТО ИЗ АРХИВА МАРКА ФИТУССИ

О результатах I Одесского международного кинофестиваля, поддавшего жару в и без того аномально знойное лето 2010-го, «День» уже информировал читателей. Но кроме легких, развлекательных, веселых и не очень соревнующихся лент, в арсенале новорожденного феста было немало не менее интересных внеконкурсных программ, которые благодаря грамотной компоновке и замечательно продемонстрировали любителям кино панораму мировых изюминок последних лет, и сделали изящный реверанс в сторону мэтров кинематографа. Хочется сказать комплимент организаторам киносмотра — ничего случайного, необязательного, безвкусного в этих программах не было и близко, несмотря на разнообразие жанров и направлений подобранных картин.

Это: «Фестиваль фестивалей» — лучшие фильмы 2009—2010 годов, удостоенные ряда наград на различных международных кинофорумах, но не показанные в Украине; «Новое русское кино» — последние работы молодых и маститых российских режиссеров; «Ретроспектива Федерико Феллини» — программа, посвященная 90-летию гения итальянского и мирового кинематографа; «Ретроспектива Киры Муратовой» — ленты парадоксальной и непредсказуемой одесситки, самого известного режиссера Украины за пределами нашей страны; «Ретроспектива Одесской киностудии» — восемь лучших кинокомедий, произведенных за все время существования одной из крупнейших киностудий бывшего СССР; «Специальные показы» — гала-премьеры и фильмы, посвященные почетным гостям и членам жюри Первого Одесского международного кинофестиваля. И «Французский бульвар» — лучшие картины последних лет страны — лидера кинопроизводства в Европе.

На этой программе мне хочется остановиться поподробнее. Во-первых, потому, что французское кино — моя давняя и еще невысказанная любовь. Умение французов создавать тонкую, щемящую от недосказанности, пронизанную прозрачным воздухом «невыразимой легкости бытия» атмосферу, думается мне, дано лишь им одним. Ни на йоту, упаси Боже, не умаляю неоспоримых заслуг талантливых и даже гениальных сценаристов, режиссеров и актеров других стран — моя оценка сугубо личная. Во-вторых, «Французский бульвар» открывался фильмом Марка Фитусси «Копакабана», главные роли в котором сыграли Изабель Юппер и ее дочь Лолита Шамма. С «железной леди французского кино» мне довелось недолго и не накоротке, но все-таки общаться, и потому чрезвычайно любопытно было увидеть новую, необычную для амплуа актрисы трагикомическую роль и, естественно, оценить актерские амбиции ее дочери Лолиты, которую Юппер, окончившая славянское отделение Парижского университета, назвала в честь известной героини Владимира Набокова. Мать и дочь пересеклись на экране впервые, если не считать картину Клода Шаброля «Женское дело», снятую в 1988 году, но Лолите Шамме в ту пору было лишь четыре года. Можно в зачет и не брать. И самый последний, однако немаловажный, повод для появления сегодняшнего материала: так получилось, что о фильме «Копакабана» я знала еще с момента кастинга и съемочного периода — на картине продюсером-стажером работала моя хорошая знакомая, а потому хотелось сложить пазлы услышанного о фильме и увиденного на экране.

С 7 июля «Копакабана» демонстрируется в кинотеатрах Франции. Критики много — в основном, она доброжелательная. Когда фильм появится в Украине, неизвестно, а потому — несколько слов о его фабуле. На первый взгляд, кажется, что главная героиня фильма Бабу — легкомысленна и не создана для серьезных отношений ни в каком из своих жизненных проявлений. Муж, работа, материнский долг — все это не для нее! Но когда даже ее собственная дочь — Эсмеральда — отказывается пригласить мать на свадьбу, Бабу решает кардинально изменить свою жизнь. Она находит работу менеджера по продаже тайм-шеров на Бельгийском побережье и, неожиданно даже для себя самой, преуспевает в этом. Но теперь перед ней стоит более сложная задача: восстановить отношения с единственной дочерью и придумать достойный подарок на свадьбу молодоженам...

Напоминаю, режиссер «Копакабаны» — Марк Фитусси.

— Марк, интерес к французскому кино в нашей стране всегда был велик. Но фамилия Фитусси для украинского зрителя — новая, хотя в Одессе фильм «Копакабана» и профессионалы, и киноманы ожидали с нетерпением, поскольку он принимал участие во внеконкурсной программе «Неделя критики» Каннского кинофестиваля нынешнего года и был весьма благосклонно оценен международной прессой. А вот личность автора картины пока еще окутана тайной. Приоткройте завесу: как кинематограф возник в вашей жизни?

— Я всегда очень любил кино, но когда пришло время определиться с профессией, мне еще было сложно сделать выбор в его пользу, и возникло решение изучать историю искусств и английский язык. Уже во время учебы попробовал писать сценарии. В Париже есть так называемая Европейская консерватория сценаристов, первый этап для поступления в которую — подача сценарной работы. Совершенно случайно отправил туда один из своих опусов — к моему удивлению, его отобрали. Все остальные туры также прошел и поступил на сценарный факультет, бросив при этом все предыдущие занятия. Затем выиграл стипендию в Лос-Анджелесский университет. Уехал учиться в США киноремеслу, где курс был скорее ориентирован на режиссуру, нежели на сценарное дело. Когда вернулся во Францию, решил снять первую короткометражку, которую сам же и продюсировал. Деньги на производство фильма нашел с невероятными приключениями. А снимал картину в обувном магазине своего дедушки. Но она все-таки существует!

Затем была вторая, третья короткометражки. И благодаря фестивалям короткометражного кино во Франции, их (и меня!) заметили. Полнометражный фильм «Путь артиста» взялась продюсировать одна известная французская компания, которая работала, в частности, с режиссером Лораном Канте, несколько лет назад получившим «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за ленту «Класс». Еще я сделал картину «Английское воспитание», продолжал снимать документальное кино. Но только благодаря «Копакабане», после Каннского кинофестиваля, понял, что по-настоящему можно прочувствовать, получился фильм или нет, когда он принимает участие в международных киносмотрах. В этом случае его видит большое число профессионалов, возникает интерес к картине. В моей жизни, например, так появился Одесский международный кинофестиваль.

— Успех фильма-дебюта — нередко просто везение. Вторая-третья работы уже ясно говорят, талантлив режиссер или нет. В «Копакабане» вы работали с потрясающей актрисой Изабель Юппер, которая избалована вниманием самых именитых кинорежиссеров мира — Бертрана Тавернье, Клода Шаброля, Бернара Блие, Жан-Люка Годара, Марты Месарош, Михаэля Ханеке и других. Как звезда отреагировала на предложение сыграть роль Бабу в вашем фильме?

— Я отправил сценарий «Копакабаны» агенту Юппер. Когда она прочла его, мне перезвонили и сказали, что Изабель хочет встретиться со мной в пятницу в четыре часа вечера в известной парижской гостинице «Лютиция». Правда, я в тот момент был на каникулах в Греции (смеется), но сказать об этом агенту Изабель Юппер не осмелился. Пришлось прервать отпуск и вернуться в Париж...

ИГРА СТОИЛА СВЕЧ...

— Как выяснилось, игра стоила свеч. Правда, Изабель пришла с опозданием на 45 минут, но об этом, пожалуй, не стоит говорить... Когда мы начали беседовать, я тотчас понял, что Юппер прочитала сценарий не один раз и уже имеет свое представление о Бабу. Да и встреча не походила на обычные первоначальные переговоры с актерами, которых планируешь пригласить в картину, когда приглядываешься к ним, прощупываешь, а разговор крутится вокруг общих проблем. Изабель же задавала конкретные вопросы, например, каким я вижу ее персонажа, лентяйка Бабу или нет? И делала свои предложения по поводу рисунка роли. После этой встречи благодаря Юппер мы даже переписали отдельные сцены в сценарии.

— Говорят, Изабель Юппер не только восхищает и ужасает зрителей своими актерскими перевоплощениями, но обладает весьма непростым характером в реальной жизни...

— Честно говоря, меня пугали этим, предупреждали о сложном характере Юппер, когда я собирался с ней сотрудничать. Главный принцип Изабель во время съемок — неукоснительный контроль над своим персонажем, она очень любит это делать. Наша работа и подтвердила, и опровергла сей миф. Изабель Юппер — настоящий хамелеон, может безукоризненно адаптироваться к режиссеру, у которого снимается, к стилю его работы. Например, ее роль в картине «Вилла «Амалия» у Бенуа Жако, которую вы, очевидно, видели в прошлом году на Карловарском кинофестивале, кардинально иная, нежели в «Копакабане». У нас была небольшая дружная группа, и в первые же дни на съемках в Бельгии Изабель, очевидно, интуитивно поняла, что ей следует быть попроще, и приняла это негласное пожелание. Конечно, просматривала материал, но не контролировала каждый шаг съемочного процесса, а лишь иногда подходила к монитору — взглянуть на отдельные отснятые сцены, на то, как на нее был выставлен свет, как она выглядит в кадре.

Чтобы закрыть вопрос об Изабель Юппер, хочу подчеркнуть, что никогда не видел звезду, которая бы так поддерживала фильм, где снимается, так бы его защищала. Подобное случается очень редко. Ведь актриса ее уровня могла бы сказать: мол, я уже столько сделала в кино, у таких мэтров мирового ранга снималась, «Копакабана» — лишь очередной, ничего не значащий этап. Ан нет! Она настолько рьяно боролась за проект, что порой было чувство, что этот фильм — ее кинодебют.

— У персонажа, который играет Изабель Юппер, существует реальный прототип?

— Выписать образ Бабу меня вдохновило огромное число женщин, встречавшихся мне в различных жизненных ситуациях. Я очень люблю легких людей, которые остаются оптимистами, несмотря на повседневные житейские проблемы. Одна моя знакомая, художник-график, по всей видимости, в молодости была именно такой, как Бабу. Например, когда она не успевает закончить к сроку какую-то работу, может разбудить дочку часа в четыре утра, посадить на велосипед и заставить ехать по холмам на Монмартр (та еще спит!) в свою мастерскую, чтобы поработать. Бабу именно так могла бы поступить со своей дочерью по фильму — Эсмеральдой. Мне хотелось, чтобы эта героиня была и трогательной, и доброй, и неким священным монстром, но не воспринималась зрителями однозначно. И было очень важно, чтобы они поняли позицию Эсмеральды, мечтающую о нормальной женской судьбе, не похожей на материнскую.

— Вы впервые и в Украине и в Одессе. До приезда сюда знали что-либо о нашей стране, об этом поистине уникальном городе?

— Мне рассказывали об Одессе — я представлял, что здесь много красивых старинных зданий, выкрашенных в разные цвета, но несколько «уставших, постаревших». Конечно же, знал, что в Одессе проходили съемки великого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», и о знаменитой Потемкинской лестнице.

— Кстати, вам понравилась демонстрация фильма «Броненосец Потемкин» с живым симфоническим оркестром, которая проходила именно на том месте, где снималась картина, — на Потемкинской лестнице?

— Действо было придумано великолепно — грандиозно и впечатляюще. Особенно поразило количество зрителей, пришедших на показ, и их реакция на происходящее. Правда, хотелось, чтобы экран был несколько больше.

Сама же Одесса произвела на меня неизгладимое впечатление: совершенно очаровательный город! Как парижанин я нашел здесь нечто очень близкое мне. Конечно, увидел и немало экзотики, но она мне также весьма импонирует. Думаю, Одесса с годами будет становиться краше и краше. Мне всегда хотелось побывать здесь, гораздо больше, чем в Киеве.

— Киев тоже очень красивый город...

— Не сомневаюсь, но Одесса была мне интереснее.

— А негативных эмоций при знакомстве с городом не возникло?

— В Одессе очень сильно чувствуется пропасть между богатыми и бедными. Порой это даже шокирует.

— О шарме французских женщин знает весь мир. А что вы скажете об украинках?

— Необыкновенно красивые женщины! Но порой, мне кажется, некоторые из них чересчур выпячивают свой достаток. Мне это не очень нравится. Правда, могу судить об украинках лишь по тем представительницам прекрасного пола, с которыми встретился на фестивале, на вечеринках, что здесь ежедневно проходили. И именно там я видел даму, надевшую в 30-градусный душный летний вечер шубку, лишь бы продемонстрировать ее! (Смеется).

— Такое действительно было?!.

— Было-было!

— А каковы впечатления о Первом Одесском международном кинофестивале?

— Во-первых, рад, что «Копакабану» отобрали для внеконкурсной программы на фестиваль и я смог приехать в этот чудесный город и показать здесь мой фильм. Очень интересно было наблюдать в просмотровом зале за реакцией иностранной публики. Должен сказать, она несколько иная, нежели во Франции. В нашей стране основное внимание зрителей направлено на критику мира работы, которая прослеживается в картине. У вас же, в Одессе, публику более волнуют взаимоотношения матери и дочери, сентиментальная линия картины.

— Славяне вообще сентиментальны...

— Мне тоже так показалось.

— И последний вопрос. В группе фильма «Копакабана» была и очаровательная одесситка Ксения Сулима-Пирью. Насколько я знаю, она занималась пост-продакшном картины. Скажите честно, как украинки адаптируются к работе в другой стране?

— Ксенья? Она — суперпрофессионал!

 

Материал подготовлен благодаря торговой марке «Шустов»
Ирина ГОРДЕЙЧУК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ