Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

К пению птицы

Пять лет без Богдана Ступки. Накануне дня рождения (27 августа) вспоминаем актера
23 августа, 2017 - 12:17

Мастер очень любил и часто делился рецептом Жака Превера «Как нарисовать птицу»:

Сначала нарисовать клетку

с открытыми дверцами

потом нарисовать

что-нибудь красивое,

простое, веселое,

что-нибудь необходимое для птицы.

Говорят, люди живут, пока их помнят. Возможно, это значит, что и при жизни можно умереть. Говорят, что все, кто жил на Земле где-то и когда-то встретятся и будут иметь возможность пообщаться. Для меня воспоминания о дорогом человеке — просто определенный род встречи. Не знаю, нужна ли она человеку, нашедшему покой в лучших мирах. Даже допускаю, что там все земное — мусор. И все же все мы живем надеждой, что сделанное на основе доброй памяти и запредельной жизненной дали встречает понимание. Помнить — это понимать. Чем глубже, тем глубже открываем доброе, приятное и необходимое.

В фойе Национального театра им. И. Франко привлекает внимание контактная доска с отпечатком ладони великого Богдана. Кто-то втискивает в нее свою руку, кто-то прикладывается нежно, но несомненно — каждый что-то добавляет и что-то забирает. Потому что холодная металлическая поверхность стала сверкать теплым золотом.

ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

На Байковом кладбище установили памятник Богдану Сильвестровичу Ступке. Это бронзовое дерево, которое невидимым стволом прорастает в глубины земли. Над самой могилой — только его корни. В окружении величественных монументов эту небольшую, но философски масштабную скульптуру, нужно искать. Она не бросается в глаза, но и не теряется. Правда, памятников достойны те, кто в них совсем не нуждается.

«...Повісити картину на дереві 

де-небудь в саду або в лісі,

потім за деревом сховатися

і причаїтись.

Іноді птах прилітає скоро, 

а іноді доводиться довго чекати,

Літо минає. Осінь... Зима...

А його все нема й нема».

 Богдан Сильвестрович Ступка на время своего руководства Театром им. И. Франко продолжил жизнь своего друга и учителя, реформатора театра, архитектора его модернового европейского стиля Сергея Владимировича Данченко.

Мне посчастливилось работать с двумя мастерами над спектаклями «Здавалося б одне лиш слово» по А. Малышко и «Выбор» по Ю.Бондареву. Понимание, что имеем честь служить Театру в то же время с живыми гениями вдохновляло, окрыляло, придавало уверенность в себе. Впоследствии моей постановкой «Сад божественных песен» по В.Шевчуку с Богданом Ступокой в роли Григория Сковороды мы открывали Мастерскую театрального искусства «Сузір’я».

   До сих пор я поражен способностью гениального актера не просто перевоплощаться, а реинкарнироваться в тех исторических персонажей, которых он играл, достигая без портретных гримов абсолютно убедительного подобия. Шевченко, Сковорода, Брежнев, Керенский, Мазепа — галерея личностей, которая вмещалась в одном простом человеке и безгранично одаренном артисте. В спектаклях он обычно играл главные роли, пристально следя за тем, чтобы не быть главным, чтобы двигаясь по кругу круга, исключительно при необходимости оказываться в его центре, беречь гармонию общности творения.

В ОКТЯБРЕ 2011 Г. ПРОШЕЛ  ЮБИЛЕЙНЫЙ БЕНЕФИС АКТЕРА «КОНЦЕРТ №70 ОТ СТУПКИ»  ПОД ДЕВИЗОМ: «ЖИЗНЬ В СТИЛЕ ДЖАЗА»

Бодя неповторимый! Такого как он больше никогда не будет! Величественный знак его таланта — предельная реализация чувств в каждом мгновении сценического существования. Сегодня в актерской среде это становится доказательством причастности к аристократам цеха.

«...Та ви надій не втрачайте,

якщо треба, роками чекайте,

а коли вже птах прилетить,

якщо тільки він прилетить,

жодним звуком себе не зрадьте,

продовжуйте тихо сидіти,

аж доки він не наважиться

до клітки злетіти...»

Как-то в детский театральный кружок, которым я руководил в студенческие годы, пришла Лариса Семеновна Ступка с Колей (ныне режиссером-постановщиком Национальной оперы Украины Николаем Третяком), Женей (ныне главным режиссером Кропивницкого областного украинского музыкально-драматического театра Евгением Курманом) и сыном Осей. Строго спросила меня, не в угоду ли родителям я увлекаю театром детей и, в частности, Остапа, которого готовили к карьере виолончелиста. Я ответил, что не знаю фамилий детей, но уверен в их способностях. А когда отец и сын Ступки играли в спектакле в «Сузір’ї», мама всегда появлялась за кулисами  и то ли вдохновляла, то ли навеивала: «Успех гарантирован. Они — гениальные!»

Когда внук Дима и мой сын задурили Боде голову в гримерной и потянули деньги из бумажника, она предупредила гневную мужскую реакцию, заверив, что такое бывает со всеми детьми: «Поверьте, они — прекрасны!» И, кажется, не ошиблась.

БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ И ЕГО МУЗА – ЖЕНА ЛАРИСА СЕМЕНОВНА

Лариса Семеновна в последнее время все более уединяется. Она избегает многолюдных чествований любимого мужа, но продолжает пристально следить за взрослением сына и внуков.

Остапа перестали сравнивать с отцом. Стала проявляться его индивидуальность, и приглашение на главную роль в украинско-итальянском фильме «Изи» — безусловное доказательство этому.

Внук Дмитрий тоже без протежирования был назначен чешским режиссером на роль героя во франковском спектакле «Санация».

Мистический озноб и мысль о законе парных случаев настойчиво лезут в голову по поводу внезапной смерти родной сестры Ирины — мамы младших внуков Богдана Сильвестровича — Оксаны Батько. Она играла, кажется, во всех спектаклях, где был занят Богдан Ступка. После его смерти, практически потеряв роли, она стала сценической сиротой и тихо ушла за ним в день чествования его 75-летия.

«...Тоді закрийте пензлем дверцята,

зітріть обережно грати,

щоб пір’я йому не пом’яти,

а потім намалюйте дерево,

зелене розкішне дерево,

свіжість вітру,

сонячний пил,

в літню спеку гудіння бджіл,

дзижчання комашні, а тепер

послухайте,

співає чи ні...»

Внучки Устя и Бодик-младший похожи на всех своих дедушек и бабушек. Решительная, деловая, тщеславная Устина пока еще к театру безразлична. С этого года будет изучать в Польше историю и практику международных культурных связей. Бодик, вовсе не по-актерски стыдливый, среди ровесников быстро становится вожаком, но не благодаря организационным способностям, а умению фантазировать, захватывать игрой и жить в ней. Способность к общему переживанию радости, интуитивное конструирование этого процесса свидетельствует о его причастности к Театру.

ПРОДОЛЖАТЕЛИ  ДИНАСТИИ СТУПОК – ОСТАП, ДМИТРИЙ  И БОГДАН-МЛАДШИЙ

Родилась правнучка — Богдана Дмитриевна Ступка (ей четыре месяця). Пока из одаренностей демонстрирует мощный голос.

Думаю, из всех миров всегда улыбающийся Сильвестр Сталонович, как шутя называл себя Богдан Сильвестрович, напевает им всем шелковую судьбу.

«...Та коли вже він заспіває

то це означає,

що ви можете нею пишатися

і світові признатися:

картина — моя!

А тоді потихеньку

вирвіть перо у птаха

і десь внизу у куточку

поставте своє ім’я».

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ