На протяжении последнего десятилетия молодые львовские мастера иконописно-сакрального направления во время зимних праздников положили начало культурно-художественной акции «Від Романа до Йордана», в рамках которой в выставочном зале «Мир кофе» экспонировались произведения иконописной живописи. Этот процесс празднования Рождества подхватила вновь созданная галерея современного сакрального искусства «IKONART», которая как раз отмечает пятилетие своей деятельности — деятельности экспонирования и популяризации произведений иконописи, в частности таких известных мастеров, как львовские — Петр Гуменюк, Оксана Романив-Триска, Остап Лозинский, Олег Денисенко, Любовь Яцкив, Даниил Мовчан, так и из других городов — Александр Антонюк, Андрей Коваленко, Ольга Ковтун, Ярослава Ткачук и другие.
Нынешний художественный проект «ВЫХОД», куратором которого стала магистр философии Мария Цимбалиста, является отображением деятельности «IKONART» и своеобразного выхода из сакральной среды галереи иконописи в пространство современного авангардного искусства перформанса и альтернативного искусства галереи «ДЗИҐА», где стало возможным по-новому осмотреть и воспринять произведения традиционной и экспериментальной иконописи в сочетании со звуковым наполнением джазового звучания группы «Шоколад».
Как утверждает М. Цимбалиста: «Выход — это тема простая, но в то же время открытая к любым сложным процессам в иконописи и за его пределами. Произведения, представленные на выставке, являются живописным высказыванием художников, их творческого и духовного опыта. Апокрифы презентуют неоднозначное понимание, своего рода созерцание этой темы в народной христианской культуре. Святое письмо дает нам четкий ответ на наши сомнения, но этот ответ, как тяжелая ноша, потому человек всегда находится на пределе, словно в пространстве выхода. По определению толкового словаря украинского языка «выход» может быть движением, формой, местом, обнажением, возможностью... Мы очень хотели сделать этот ВЫХОД вне галереи «IKONART», именно в пространстве галереи «ДЗИҐА», которая поддерживает равновесие вокруг оси и сама является выходом».
УЛЬЯНА ТОМКЕВИЧ. «РОЖДЕСТВО»
Отправной точкой восприятия экспозиции стал «Выход из Рая» — двусторонняя в полтора раза выше человеческого роста композиция Романа Зилинко «Адам и Ева», обратная сторона которой, «Распятие», одновременно является и завершающим штрихом выставки. Выполнена в стиле народной карпатской иконы, она будто продолжает развивать идею выставки Национального музея «Когда святые улыбаются...».
Абстрактно символическая композиция Ульяны Нищук-Борисяк «Выход из Египта» отображает момент перехода, следом за Моисеем людей, которые сумели победить в себе раба, также распахнувшиеся глубины Красного моря к берегам обетованным, где своеобразный крест жизненной дороги символизирует поиск спасения, преисполненного жизненных испытаний.
Сюжету «Благовещенье» посвящена парная фигурная композиция Остапа Лозинского, выполненная в технике графического рисунка на четырех стеклянных плоскостях, наложенных одна на другую, что создает иллюзию воздушности изображенного пространства. Дополненная апокрифическими и евангельскими текстами композиция, создает философскую концепцию сакрального искусства в рамках современной культуры.
РОМАН ЗИЛИНКО. «РАСПЯТИЕ»
Теме Рождества Христова посвящены работы Оксаны Андрущенко, Андрея Винничко, Ульяны Томкевич, выполненные в традиционной иконописной манере с учетом индивидуальных творческих особенностей.
Темперное полотно «Иорданский крест» Оли Кравченко стало своеобразным акцентом экспозиционного пространства: «Потому что днесь наступил для нас праздничный час и хор святых собирается с нами... днесь человеческие грехи иорданскими водами омываются». Цепочка переплетенных следов на белом снеге, которые сходятся и расходятся вокруг темного креста проруби, создает своеобразное кружево человеческих судеб, перекликаясь с отображением ветвей дерева, которое отражается в зеркале иорданской водяной глади и светит в темноте человеческого бытия.
Композиция «Сошествие в Ад» Даниила Мовчана посвящена теме Выхода из смерти — стилизованное изображение фигуры Спасителя на синем фоне, уверенно ступающего к воротам темноты вечности, которые ассоциируются с супрематическим квадратом Казимира Малевича.
«Снятие с Креста» Петра Гуменюка выполнено масляными красками по левкасу в стиле фламандского примитива трактовки евангельских сюжетов, а иконы «Обращение Савла» Костя Марковича, «София — Премудрость Божья» Любы Яцкив и «Спас — Неусыпное око» Оксаны Романив-Триски, выполненное в технике рисования на стекле, посвященные философскому трактованию мышления и деяний Иисуса Христа.
А тканая композиция Ярославы Ткачук «Небеса открытые», где удачно совмещено льняное ткачество с медными и стальными деталями-вставками, возвращает нас к началам художественной церковной традиции, к храмовой завесе, «которая служила входом в Святая Святых и презентовала человечеству Славу Господню...».
И в завершение хочется добавить, что совместный художественный проект «ВЫХОД» галерей «ІКОNART» и «ДЗИҐА» стал интересной и своеобразной сакрально-художественной акцией в рамках новогодних и рождественских празднований во Львове.
Фоторепродукции Остапа ЛОЗИНСКОГО