Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Качели на «козе»

Какими спектаклями запомнится 2015 год?
18 декабря, 2015 - 10:37
РЕЙТИНГ «ДНЯ» — ЛУЧШИЕ СПЕКТАКЛИ СЕЗОНА: «РЕВИЗОР» В ТЮЗЕ НА ЛИПКАХ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ТЮЗА НА ЛИПКАХ

Если разобрать ту кучу театральной «гречки», которую пришлось потребить в уходящем году, то ее можно было бы разделить на три части — представления-впечатления, спектакли-глаза-мои-б-не-видели и спектакли-жвачки, посмотрели, посмаковали и выплюнули из головы.  Так и качались на той «козе» — то взлетали вверх, то падали вниз. Пока опираясь на эти «жвачки». В них можно  встретить несколько успешных актерских работ, или остроумную сценографию или  культурно разыгран милый сюжет. Порадоваться и вскоре забыть.

О ПРИЯТНОМ

К таким приятным, но не сильным впечатлениям принадлежит симпатичная «Ревизия-шмавизия» А.Крыма в Театре на Подоле с волшебной Т.Плашенко в роли бухгалтера, «Игрушка для мамы» в театре «Актор» с симпатичным  ансамблем женщин во главе с А.Варпаховской. А еще обстоятельный «Ревизор» в ТЮЗе на Липках с яркими актерскими работами и вырезанным Городничим — М.Михайличенко. «Новаченто» на микросцене «Сузір’я» в постановке и изобретательной сценографии Алексея Кужельного. Милыми «жвачками» развлекали и  другие театры — Драмы и комедии на Левом берегу Днепра («Женская логика», «С любимыми не расслабляйтесь»),  «Золотые ворота»  («Яма»), «Колесо» («Мышеловка») etc.

ЧТО ОГОРЧАЛО

Но есть театральные события, которые огорчили. Я не позволяю себе заранее уходить с  представления, что бы ни случилось. Но с «Меланхолического вальса»  в ТЮЗе ушла. Не выдержала режиссерскую и сценографическую (В.Дубинин) претенциозность, искусственность актерской игры. За первый акт так и не поняла, о чем идет речь, хотя и читала О.Кобылянскую.

Или «Вечно живые» В.Розова в Театре на Подоле. Меткий выбор старой, но не устаревшей пьесы. Но спектакль (режиссер В.Малахов) без режиссерских задач актерам, с приблизительными мизансценами.  Та же режиссерская приблизительность и претенциозность разрушает тонкую пьесу У.Гибсона «Двое на качелях» в Театре на левом берегу (режиссер А.Попов)


«ОСКАР» В МУНИЦИПАЛЬНОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «ДЕНЬ»

 

Та же режиссерская «невнятность» запутывает зрителя в спектакле Театра им. И.Франко «Ерик ХІУ» (режиссер С.Мойсеев). Грандиозные декорации А.Александровича-Дачевского (огромный мост), на которые крайне неудобно и без логики карабкаются артисты, нужен лишь для того, чтобы в финале образовать бездну между героями. Талантливый Евгений Нищук в заглавной роли демонстрирует безумный темперамент, но существует на одной, хотя и высокой ноте. Разве Алексей Богданович «внятно» выстроил себе роль, его Йорана Перссона  хоть понять можно.

Кажется, заблудился в «Лесу» и режиссер Д.Богомазов. В спектакле по пьесе А.Островского есть несколько остроумных решений, скажем обнаружена линия любви в молодости помещицы Гурмижской (Н.Сумская) и артиста Нещасливцева (А.Хостикоев), удвоенные фигуры соседей-помещиков. Но жанрово и по стилю спектакль не вяжется, некоторые сюжетные линии  теряют логику. Дуэт Нещасливцев/Счасливцев (В.Баша) в блестящем исполнении становится эстрадным номером и т. д.


СТАНИСЛАВ МЕЛЬНИК В  «НОВЕЧЕНТО» (1900-Й) НА МИКРОСЦЕНЕ «СУЗІР’Я» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

 

Несмотря на высказанные замечания, эти «ошибки» (если это ошибки), созданные талантливыми людьми с художественными категориями, которые вписываются в парадигму культуры. А вот спектакль «Звери» по произведениям Л.Подеревьянского, который пришлось видеть в шикарном помещении «Caribbean Club», из формата культуры выпадает. И дело даже не в ненормативной лексике, которая щедро льется со сцены.  Медведь, Кот, Белка смешаны здесь с Ворошиловым, Сталиным, Гитлером и образуют, таким образом, конъюнктурный коктейль, приперченный матерными словами. Дешево и не смешно. Даже «мажорная» публика реагирует не бурно. Зато денег в постановку, декорации, костюмы, анимацию вбухано немало.

ОТКРЫТИЯ И РАЗОЧАРОВАНИЯ

Но вверху на качелях интереснее. Земной поклон вызывает моноспектакль Петра Миронова о судьбе и поэзии В.Стуса — емко, сдержанно горько и философски. Лариса Кадырова в моноспектакле «Не плачте за мною ніколи» по М.Матиос (режиссура и сценография С.Павлюка) превращает бормотание старой буковинки о смерти в цветущий праздник вечной жизни. На той же площадке Камерной сцены театра им. И. Франко удачно дебютировала молодая режиссер Ольга Турутя-Прасолова в спектакле «Ножі в курках» по пьесе Девида Гарровера. Будучи художницей театра кукол, она не только образно, просто и  динамически организовала игровое пространство, но и повела за собой актерское трио, спаяв его в смысловое единство. Там же прозвучал док-театр (документальный театр в настоящее время набирает обороты популярности) — «Щоденники Майдану» на основе правдивых свидетельств участников, где искренность позволила избежать конъюнктуры.

Там же состоялся еще один удивительный «щоденниковий» спектакль. Актер и режиссер Тарас Жирко поставил «Останній вагон» на основе исповедей бывших наркоманов о пути к падению и возвращению к самим себе. Исполнители — те же бывшие наркоманы. Этакий себе терапевтически-психологический театр. Задевает душу.


ЛАРИСА КАДЫРОВА В МОНОСПЕКТАКЛЕ «НЕ ПЛАЧТЕ ЗА МНОЮ НІКОЛИ», НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. И. ФРАНКО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО

 

А еще есть театр музейный. В Мемориальной квартире Павла Тычины Е.Нищук словами дневников, воспоминаний и писем поэта ведет нас по комнатам, как по жизни. Волнует чрезвычайно.  Оживает время и история.

Вы давно плакали на спектакле в... оперетте? То-то же! А сходите на «Звуки музыки». Старый фильм, известный бродвейский мюзикл-долгожитель нынче возродился в  Национальной оперетте. Сентиментальная история о чистой любви на фоне фашистского аншлюса Австрии удивительно вторит российскому аншлюсу Крыма. И в сценическую фразу «Я австриец, я не хочу быть немцем!» — так и хочется подставить современные украинские реалии. А дети барона фон Траппа на сцене действительно дети —   юные артисты из ансамбля детского театра «Мюзик-холл». Тут и заплачешь, потому что талантливые и очень поющие, хотя и совсем маленькие.

В жанре мюзикла конкурирует с Опереттой и Театр на левом берегу спектаклем «Пой, Лола, пой!». И опять фильм положен в основу пьесы Александра Чепалова —  «Голубой ангел» из Марлен Дитрих. Фильм и роман Г.Манна «Учитель Гнус». Режиссер Дмитрий Богомазов, опираясь на музыкально профессиональных актеров драматического театра, создал трагикомедию, где каждая фигура несет свою историю, свою боль, свою уникальность...

Можно еще долго качаться на этой театральной «качели Козы». Удивляться режиссерской смелости режиссера Андрея Билоуса в его версии «Безталанної» («Зачарований»). И признавать право на собственное виденье молодого режиссера


МЮЗИКЛ  «ЗВУКИ МУЗЫКИ» В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕТТЕ /  ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

 

Сергея Корниенко,   который упростил конфликт плебейского нутра и аристократической свободы духа из пьесы А.Стриндберга «Фрекен Жюли», где крайности обеих позиций ведут к разрушению личности и самой жизни, к борению сексуального либидо, которому нет пределов и нравственной узды.

Верю коллегам, которые хвалят спектакли «Оскар и Розовая госпожа» в Муниципальном театре кукол и «Блез» в Новом театре на Печерске. Противоречу коллегам, которым нравится «специфическая комедия» «Сталкеры» П.Арье режиссера С.Жиркова, а я там вижу чрезмерный крик и «мерзость духа», разве что в конце, когда перестали кричать, появилось в актерах и персонажах что-то человечное, хотя и горькое.

А, чтобы не ограничивать наши театральные «качели» Киевом, скажу, что по всей Украине они такие же! Вне пределов всякой культуры спектакль Львовского театра им. М.Заньковецкой «Блазні мимоволі» (пьеса и режиссура О.Огородника) о том, какая никчемная украинская интеллигенция, она стоит тех издевательств, которые ей время подбросило. Спасибо финальный монолог «генерала» Леонтия  в исполнении Петра Бенюка терзает сердце.

Теперь потрясающий спектакль «Пэр Гюнт» по философской  драме Г.Ибсена в исполнении Криворожского театра «Академія руху» (постановка О. и С.Бельских). Где без единого слова понимаешь каждый смысл, каждое эмоциональное состояние, каждую судьбу и глубину каждой мысли.  А еще в Кировограде у памятника Наталке-Полтавке ведра украли...

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ