Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как девочка «с асфальта» стала легендарной актрисой

1 мая Нонне Копержинской исполнилось бы 100 лет
29 апреля, 2020 - 18:32
ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО

Если бы девушки, мечтающие стать артистками, знали, что им не придется легкомысленно порхать по сцене в цветастых платьях и трепетать кудряшками в кадре, желающих идти в театральный точно поубавилось бы. Кто же не хочет щеголять молодостью и красотой, петь, танцевать, пускать глазами чертиков, ну и так далее. Но вместо этого могут достаться темные платки, рубашки грубого полотна, тяжелые сапоги, а из сценического антуража бочки, ухваты, коромысла.

У родившейся сто лет назад легендарной украинской актрисы Нонны Копержинской так и получилось: ни на сцене, ни в кино ей не пришлось надевать декольтированные кофточки и модные юбки, у ее героинь не было даже кокетливых пилоток или затянутых на талии гимнастерок. Для большинства своих ролей она наряжалась так, чтобы не выделяться в толпе трудившихся в военно-колхозные годы сверстниц, так как появлялась на сцене преимущественно деревенской девушкой или женщиной, выделялась в эпизодах разговорчивой соседкой.

На самом же деле Нонна Копержинская была девушкой «с асфальта», так как родилась в Киеве, где провела всю свою взрослую жизнь, проработав полвека в одном единственном театре им. Ивана Франко. Уже восемнадцатилетней студенткой-первокурсницей она начала успешно делать кинокарьеру, снявшись в фильме Александра Довженко. Глубинный артистизм ее натуры, такой мощной, что любой материал без всякого жизненного опыта, она превращала в свой, не мог не заметить и учитель — великий актер Амвросий Бучма. С его же выпускного курса 1946 года Копержинская сразу пришла в театр, усвоив от мастера убежденность, что каждая роль, большая или малая, — это характер, который сразу видит и чувствует зритель.

Первый дебютный характер Нонны Копержинской на Франковской сцене — бесстрашная хохотушка Любка Шевцова из «Молодой гвардии». Роль этой свободолюбивой романтической героини актрисе советского театра, как правило, служила надежной ступенькой для дальнейшего артистического роста. Но, как и после кинодебюта, когда почти сразу началась война, жизнь вновь прервала ее сценическую карьеру. В дальнейшем роли героинь упорно доставались другим, а ей только Текля в «Пока солнце взойдет, роса глаза выест» М. Кропивницкого, Вустя в «Ой, не ходи, Гриць, да и на вечерницы» и Степанида в «Не судилось» М. Старицкого.

Поэтому настоящую популярность у зрителя Нонна Копержинская обрела только вернувшись в кино, где начала играть непрестижные второстепенные роли забавных женщин. Ей не было еще и сорока лет, когда она появилась шумной Одаркой в ??фильме «Сватовство на Гончаровке». А уже через несколько лет сыграла две возрастные роли, которые и превратили Копержинскую в народную любимицу: Секлету Лымериху в «За двумя зайцами» и Рогнеду Карповну в «Королеве бензоколонки».

Этих говорливых и сварливых, непосредственных и душевных женщин, к которым добавилась еще и театральная роль Анны из «Фараонов» Алексея Коломийца, зрители обычно воспринимали как умелую артистическую копию рядовых торговок или буфетчиц. Однако, если присмотреться, то в каждой роли Копержинской проступал жесткий непростой характер, придуманный и художественно сконструированный актрисой. В любом случае она немного усугубляла ситуации, в которых оказывались ее героини, добавляла обстоятельствам драматизма, а характерам перца, подчеркивая забавность поведения сатирическими чертами.

Именно эти грани драматизма в поведении комедийных персонажей и сделали лучшие театральные и киноработы Нонны Копержинской уникальными. Ведь, как ни странно, убедительности и узнаваемости образов актриса достигала сдержанностью, монументальной степенностью, совсем избегая упрощенных мелодраматических приемов игры.

Эта исключительная «комедийность на грани», еще и акцентированная строгим взглядом и динамическими интонационными перепадами, особенно проявлялась уже в последние годы ее работы в театре. Одна за другой, в начале 1980-х годов, в репертуаре Копержинской появились две роли в спектаклях Сергея Данченко — няни Марины в «Дяде Ване» А.Чехова, Клэр Цеханасьян в «Визите старой дамы» Ф.Дюренматта и пенсионерки Воронковой в «Ретро» А.Галина в постановке В.Лизогуба. Этот странный набор казалось бы совсем чужих актрисе образов, как оказалось, был именно тем, чего стоит ждать всю долгую артистическую жизнь.

Старую малозаметную в большинстве спектаклей няню Марину Нонна Копержинская умудрилась сделать камертоном знаменитого Данченкового спектакля. Она исподлобья, отстраненно и иронично наблюдала за светской суетой чеховских персонажей, чьи роли исполняли Богдан Ступка, Валерий Ивченко, Наталья Ужвий, Евгений Пономаренко и другие. А ее Воронкова с «Ретро», которая первой претендовала на жениха-пенсионера, необыденно проявляла свое великодушие, при этом проговариваясь о горечи всей жизни.

Последняя же большая театральная роль Нонны Копержинской Клэр Цеханасьян в «Визите старой дамы» Ф. Дюренматта, была сыграна как бы наоборот: вовсе не величественно, а то и излишне приземленно. Похоже, что актриса репетировала и одновременно играла уход из жизни. Такой уход, каким он бывает у искреннего человека, много трудившегося и уже почувствовавшего, что ему больше не хватает сил.

Так, делая последние земные шаги своей Клэр, которая, побеждая постоянную физическую и незаживающую душевную боль, не мстила за былые обиды, а настойчиво наставляла окружающих, великая народная актриса Нонна Копержинская завещала профессиональную и жизненную порядочность, которым пыталась следовать всю жизнь.

Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ