Сегодня Донецкий оперный театр является лучшим в нашей стране! Кроме спектаклей и концертов, на этой сцене проходит международный фестиваль «Звезды мирового балета» (в прошлом году он прошел в 19 раз). Коллектив театра много гастролирует по Донецкому краю и за рубежом, и в этом огромная заслуга Вадима Писарева!
У Вадима Яковлевича есть традиция: придя в театр, он ударяет в колокол, который висит за кулисами, возле режиссерской будки, и все знают, что худрук на месте. Энергия Писарева поражает. Вчера он был в Париже, сегодня — в Донецке, а завтра летит в США! Но при этом не суетится и твердо держит руку на пульсе. Он в курсе всех театральных проблем, успевает решать возникающие вопросы, быть третейским судьей в спорах (а в творческих коллективах без этого не обойтись!), как педагог раскрывает секреты классического танца юному поколению. А еще Писарев увлекается собиранием камней. В кабинете у Вадима Яковлевича можно увидеть часть огромной коллекции (от янтаря и кварца до лавы из шахты), о которой он может много и интересно рассказывать, словно всю жизнь занимался не балетом, а геммологией... Нашу беседу мы начали с последней премьеры Донбасс Оперы (см. «День» №№226 и 234 — 235 за 2012 г. о блестящей постановке «Летучего Голландца»). Судя по размаху и резонансу этого международного творческого проекта, Донецкий театр сделал серьезную заявку на получение в 2013 году Шевченковской премии!
«ТРИ В ОДНОМ»!
— Я очень рад, что в нашей афише появился «Летучий Голландец» Вагнера и что мы — единственный украинский оперный театр, сумевший воплотить на сцене это прекрасное, но очень сложное для исполнения произведение, — признался Вадим ПИСАРЕВ. — Все без исключения, занятые в этой постановке, большие молодцы, и я горд, что наш коллектив продемонстрировал свой высокий профессионализм! А что касается Шевченковской премии... Знаете, после того, как несколько лет назад наш спектакль «Богдан Хмельницкий» (оперу Константина Данькевича поставили: режиссер Василий Вовкун, дирижер Василий Василенко, а главные партии исполнили: Стефан Пьятничко, Юрий Алексейчук, Виталий Дудкин, Людмила Шемчук и др. — Т.П.) не получил премию, и если за классику и национальную тему театр и исполнителей не поощрили... А ведь это был всеукраинский творческий проект: в создании спектакля принимали участие мастера из Львова, Кировограда, Киева, Донецка... Тогда я сильно расстроился, а теперь уже все переболело. Заметят — хорошо, а нет, то переживем!
Важно, что мы смогли впервые поставить на украинской сцене «Летучего Голландца» и что профессиональный экзамен, каким является музыка Рихарда Вагнера, сдан на отлично всем коллективом. Для Донецка наша премьера стала культурным событием. Спектакль вызвал резонанс — в зале аншлаг, и это главное! На генеральную репетицию приходили студенты и педагоги музучилища, консерватории, ветераны сцены, музыковеды и критики, и все овациями приняли постановку, отмечая оригинальность режиссерского (Мары Курочки, Германия) прочтения либретто оперы, очень зрелищную сценографию (формат 3 D). При помощи уникального видеопроектора немецкие сценографы Торге Меллер и Момме Хинрихс сумели создать иллюзию плывущего корабля, бушующего моря и даже картины подводного мира. Также в постановке «Летучего Голландца» приняли участие Василий Василенко (главный дирижер Донбасс Оперы) и Михаил Синькевич (Мариинский театр (Санкт-Петербург) — дирижировал премьерой), хормейстер — Людмила Стрельцова, исполнители: партии Голландца — Андреас Макко (Германия), Даланда — Вальтер Финк (Австрия), Сенты — лауреат международных конкурсов Леся Алексеева (Национальная опера Украины), а в детстве — Лиа Бочарова (семилетняя донецкая школьница), хор, балет и оркестр Донецкого оперного театра им. А. Б.Соловьяненко.
— Планируете ли показать спектакль на фестивалях за рубежом, и будет ли гастрольное турне по Украине?
— В постановке используются сложные декорации (их вес 9 тонн), которые монтируются три дня, но ради того чтобы как можно больше зрителей увидели нашу оперу, мы подумаем, как сделать более мобильным спектакль. Ведь выросло несколько поколений, которые не знают произведений Вагнера, а мы хотим, чтобы зрители с детства полюбили высокое искусство. Мне понравилось, как один молодой человек после премьеры сказал: «Донецкий «Летучий Голландец» — это «три в одном!» И это правда. Само произведение захватывает: вагнеровская музыка плюс зрелищная «картинка» на сцене и великолепное исполнение! Наш спектакль критики уже назвали «высоким европейским стилем и оперой будущего», а это значит, что не зря два года театр шел к намеченной цели, и мы эту высокую планку взяли!
МОДА НА ВЫСОКОЕ
— Когда смотришь афишу Донбасс Оперы, то даже завидно — насколько разнообразный репертуар, какие интересные коллективы (мирового масштаба) выступают на этой сцене. В этом плане вы обошли многих коллег и, в частности, Национальную оперу Украины. У вас всегда полные залы. Ходить в Донецкую оперу модно?
— Мне кажется, что мы прошли разные этапы, и нынче зритель идет к нам на спектакли и концерты, т.к. испытывает в этом некую душевною потребность, хочет окунуться в волшебный мир театра, насладиться музыкой классиков, оценить мастерство наших артистов и музыкантов, а еще задуматься о жизни... Например, предыдущая наша премьера «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини. В нелегкое для всех нас время мы хотели обратить внимание людей на вечные ценности. Вера в Бога — вот, что должно быть внутри каждого человека. Или «Реквием» Дж. Верди — великое произведение! После такой музыки душа словно ввысь стремится! А как зрители тепло приняли премьеру балета «Собор Парижской богоматери» (на музыку Ц. Пуни, хореография Евгении Хасяновой). Меня радует, что в наш театр ходят не только любители балета и оперы со стажем, но и молодежь. Театр напоминает людям о том, что помимо повседневной суеты на свете есть любовь, чувства, искусство и много прекрасного. Вот этим нужно жить. Театр заставляет об этом задуматься, тем самым возвышая каждого человека.
«ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК ШКОЛЫ — 16 ТАНЦОРОВ — ВЕСЬ ПОКИНУЛ ПРЕДЕЛЫ НАШЕЙ СТРАНЫ!»
— В 2013 году Школа хореографического мастерства, которая носит ваше имя, отметит свое 20-летие. Уже есть филиал этого учебного заведения в Ивано-Франковске. Ныне ваших воспитанников знают во всем мире как победителей в престижных международных балетных конкурсах. Вспомните, как Школа начиналась и каким видите ее будущее?
— Балетная труппа Донбасс Оперы на 90% — наши выпускники! Воспитанники школы практику проходят в нашем театре, участвуя в спектаклях. Мы стали первым в Украине негосударственным начально-образовательным заведением нового типа. На протяжении многих лет учащиеся являются участниками проекта «Одаренные дети». Сегодня наши лучшие ученики выступают в прославленных балетных труппах. Например, Мария Чугай и Лилия Лищук стали артистками балета Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Яна Саленко является примой-балериной Берлинской Штатс-Оперы, Денис Черевичко танцует в Венской Штатс-Опере, Андрей Писарев, Ярослав Саленко и Евгений Лагунов — солисты Национальной оперы Украины, примы балета Донецкого оперного театра Лилия Орехова, Алиса Авилова, Яна Черкашина исполняют сольные партии в спектаклях Московского театра классического балета Смирнова-Голованова и др.
Ныне самая большая проблема состоит в том, что как только молодой танцовщик ярко завил о себе на конкурсе, как тут же его приглашают выступать ведущие театры мира. А мы не можем их удержать ни высокой зарплатой, ни бонусами — квартирой... Последний выпуск школы — 16 танцоров — весь покинул пределы нашей страны! Это серьезный звонок, но ничего сделать я не могу... Хотя Донбасс Опера является национальным театром, но, в отличие от Национальной оперы Украины, наши артисты получают меньшую зарплату. Но мы все равно не сдаемся! Хорошо провели 19-й фестиваль «Звезды мирового балета». Ищем спонсоров и меценатов, чтобы заплатить гонорары артистам экстра-класса — таким как Ильза Лиепа, Фарух Рузиматов, Нина Ананиашвили... Благодаря фестивалю зрители имеют возможность познакомиться с тенденциями современной хореографии, понять, куда движется балетное искусство, увидеть творческие поиски и эксперименты, насладиться виртуозным мастерством артистов...
Проект «Восток — Запад» родился на основе Благотворительного фонда «Творческий Олимп», помогая сблизиться и сконцентрироваться на искусстве и на общечеловеческих ценностях. В Ивано-Франковске мы открыли балетную школу, и она хорошо работает. Хочу, чтобы ее воспитанники показали свою программу в рамках фестиваля «Гран Па» — это единственный в Европе форум детского балета, который мы уже девять лет проводим весной на базе Донецкого оперного театра. Моя мечта, чтобы открывались звезды, а мы помогали им в начале тернистого творческого пути. Сегодня в Донецкой школе учатся 120 человек, а в Ивано-Франковске — 80 (там только начальные классы: 1— 4). «Дедовщины» у нас нет. Я помню, как сам учился. Мы старших уважали и слушались. Смотрели, как они репетируют, и «себе на ус мотали»... Мне кажется, лучше, когда ребенок в школе, а домой едет на каникулы и выходные дни — это больше дисциплинирует. Лучших мы забираем, помогая, чтобы они продолжали профессионально расти и дальше учиться. У нас есть пансион для иногородних, т.к. в Донецкую школу едут дети из разных уголков Украины. Меня радует, что «всходы», посеянные нами, начинают давать «плоды», а наши ученики вскоре станут лицом украинского балета!
«СОЛИСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ ПОЛУЧАЕТ 6 ТИС. ГРИВЕН, А У НАС — 3,5 ТИС.»
— На ваш взгляд, балет будущего — это модерн или классика?
— Модерн — сегодня хорошо, но завтра уже не интересно, а «Лебединое озеро» — это всегда аншлаг! Я танцевал и современные, и классические постановки. Нужно экспериментировать, но школу — классическую школу — нельзя забывать. Ведь она дает чистоту позиций, техническое исполнение каждого «па», тут красота линий, ощущение музыки, а все вместе должно быть эстетично. Поэтому модерн никогда не заменит классику! Я считаю, что национальные театры оперы и балета должны быть образцом культуры и репертуара. В спектакле все должно соответствовать высшему разряду: декорации, костюмы, исполнители и обязательно живой оркестр, а не фонограмма. Иначе зритель почувствует фальшь, и второй раз уже не придет на спектакль. Например, Ханс Шперли (Цюрих) — талантливый режиссер-хореограф, оригинально мыслящий и одержимый творчеством, делал у нас открытие уроки, на которых каждый артист мог себя показать — и это было интересно. Я с нетерпение жду премьеру «Баядерки», которую поставит знаменитая балерина Наталья Макарова на сцене Национальной оперы Украины. Думаю, что должен получиться оригинальный спектакль. Киевская сцена должна быть главной не только для нашей страны, но и являться ориентиром для европейских театров, т.к. у нас очень сильная национальная хореографическая школа, и ее представители теперь выступают в самых известных коллективах мира.
Я за творческое соревнование между театрами — тогда выигрывают артисты и зрители. Очень страдаю, если из труппы уходят солисты, музыканты. Мы столько уже талантов потеряли! Поэтому изо всех сил держу нашу труппу. Например, солист Национальной оперы получает 6 тыс. гривен, а у нас — 3,5 тыс., хотя оба театра имеют «национальный» статус! Это неправильно, и Министерству культуры пора решить этот вопрос. Спасибо местным руководителям, что нам помогают. Сегодня Донецкий балет, хор и оркестр выступают на самом лучшем европейском уровне, и это не мои слова, а так пишут зарубежные критики. Должна быть взвешенная государственная политика поддержки театра, коллектив которого своим мастерством прославляет нашу культуру и страну!
— Может, стоит построить работу театра не как репертуарного, а как антрепризного — играть спектакль каждый день месяц-два, т.е. пока будут аншлаги, и под него набирать исполнителей, а потом ставить новый проект с новым составом. По этой схеме работают многие театры за рубежом, как вы к этому относитесь?
— Очень плохо. Я работал по такой схеме за рубежом. Наш театр репертуарный, и в его афише представлены классические шедевры, как в балете, так и в опере. У нас есть постановки, которые идут год-два, а то и десять лет, и пользуются популярностью у зрителей.
Знаете, я очень жалею, что сегодня по главным телеканалам не транслируют лучшие спектакли (про канал «Культура» я промолчу, т.к. почему-то записи они выпускают в эфир не в прайм-тайм, а рано утром или ночью). Помню, когда был школьником, смотрел балеты и оперы по ТВ в исполнении звезд Большого и Мариинского (тогда Кировского) театров. Именно те спектакли потрясли, я влюбился в балет, который стал моей жизнью и судьбой... Может, стоить возродить забытую традицию? Я могу назвать десяток наших постановок, которые привлекут зрителей.
— 2013-й — год двух композиторов-юбиляров — Верди и Вагнера. Планируются ли совместные акции театра и посольств Италии и Германии, Гете-Института и Института культуры Италии?
— Мы обязательно проведем концерты и покажем постановки из наследия этих классиков. Думаю, что если организаторы фестивалей, посвященных 200-летию классиков, нас пригласят, то с удовольствием примем в них участие. Музыка Верди и Вагнера потрясающая, и было бы здорово сделать не только оперу, но и балет, отдав дань этим гениям!
— Ваш старший сын Андрей — ныне солист Национальной оперы Украины, лауреат престижных международных конкурсов — продолжает балетную династию, а дочери танцами занимаются?
— Александра увлеклась спортом, принимает участие в соревнованиях по большому теннису и уже добилась побед. Мы с Инной (Дорофеева — жена Писарева, известная балерина, ныне педагог-репетитор. — Т.П.) не настаивали, чтобы она занималась балетом, а вот младшая, Софья (ей пять с половиной лет), похоже, займется хореографией. У нее есть все данные, а самое главное — хочет научиться танцевать. Я за то, чтобы дети сами выбирали свою судьбу, т.к. очень важно иметь профессию, которая тебе нравится, а не навязанная родителям.
— Вы сами учились в Киевском хореографическом училище, вдали от дома, ежедневно занимаясь по 10 — 12 часов, осваивая балетную науку. Софью отдадите в школу?
— Школа дисциплинирует! Воспитывает самостоятельность, ответственность. Хотя и жаль отпускать из дома девочку, поэтому с супругой думаем, время еще есть. Ныне дочь с удовольствием ходит на гимнастику и балетные уроки.
СЦЕНА-ТРАНСФОРМЕР
— Сегодня, чтобы руководить таким коллективом, как Донбасс Опера, нужно обладать менеджерскими способностями, находить деньги на новые постановки, организовывать гастроли. Будут ли еще премьеры или международный проект «Летучий Голландец» «съел» все ваши финансовые театральные запасы?
— Если есть желание, творческие идеи, то средства найдутся. А у нас есть огромное желание трудиться. Конечно, мы рисковали с «Летучим Голландцем», но я понимал, что мы должны сделать революцию и привлечь публику к постановке. Думаем, чтобы на следующий год оперу «Бал-маскарад» Джузеппе Верди достойно показать и балет «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева поставить...
У нас назрел вопрос реконструкции здания. Мы подошли к такому моменту, что технически устарела сцена. Наше здание строилось как драматический театр, поэтому есть акустические провалы и сцена круглая, чего нигде нет в балетном мире. Мы хотим, чтобы было две сцены — оперная и балетная, а декорации не разбирать, а просто опускать вниз, поднимая новый настил для следующего спектакля. Это даст возможность давать по несколько представлений в день.
— Но тогда вам придется стать на ремонт как минимум на год-два!
— Безусловно, но время уже пришло. Если не мы, то кто это сделает? Пока театр будет реконструироваться, можно выступать на других площадках Донецка (например, дворец «Юность», драмтеатр, Центр славянской культуры и др.), продумать гастрольные маршруты по стране и за границей, подготовить мобильные спектакли с негромоздкими декорациями. У меня и главного дирижера Василия Василенко есть контакты, коллектив театра знают, поэтому думаю, что турне, представляющие лучшие постановки репертуара, заинтересуют публику.
— Многие руководители сетуют, что из-за того, что не действует закон о меценатстве и спонсорстве, театры не живут, а еле дышат, что, по-вашему, нужно сделать, чтобы наступил ренессанс в театрах?
— Чтобы в труппе были хорошие артисты, мы должны обеспечить их нормальной зарплатой и жильем, поощрять за инициативность, мастерство. Надеюсь, что губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий поддержит мою инициативу, и мы построим театральный дом, чтобы театр имел собственное жилье. У нас есть планы пристройки к зданию театра, строительства жилья для сотрудников, углубления и реконструкции сцены. Теперь нужно найти деньги, чтобы мечты претворить в реальность.