Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как киевляне Зальцбург«в плен» брали

Артисты Национальной оперы Украины вернулись с гастролей по Австрии
3 апреля, 2009 - 00:00
ВЫСТУПАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ВЛАДИМИРА КОЖУХАРЯ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Наверное, не существует в мире ни одного исполнительского коллектива классической музыки, который бы не мечтал выступить в Зальцбурге, освященном именем гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта, который здесь родился, получил музыкальное образование и европейское признание как фантастически одаренный клавесинист и скрипач-вундеркинд, написал и исполнил свое первое произведение. В этом городе, одном из самых красивых в Европе, переплелись в гармонии памятники средневековья и барокко, биографии выдающихся деятелей немецкой культуры ХVІІІ—ХІХ веков. Здесь 130 лет назад был основан знаменитый Зальцбургский музыкальный фестиваль. В 1920 году группа выдающихся деятелей культуры, среди которых были композитор Рихард Штраус, писатель Гуго фон Гофмансталь, режиссер Макс Рейнхард, художник Альфред Роллер, директор Венской оперы Франц Шальк, реорганизовала фестиваль и сделала его ежегодным...

Приглашение Симфонического оркестра Национальной оперы Украины выступить в городе Моцарта не стало для наших музыкантов чем-то случайным. Театр шел к этому событию постепенно (уже 15 лет заявляя о себе показом своих спектаклей на сценах Германии, Франции, Швейцарии, Дании, Испании, Бельгии, Италии, Португалии, Японии), демонстрируя высокий исполнительский уровень классического мирового репертуара. В творческом активе оркестра не только произведения славянских композиторов: Мусоргский, Бородин, Чайковский, Прокофьев, Стравинский, но и спектакли Верди, Пуччини, Понкиелли и др. Сегодня Киевская опера существенно обогащает палитру мировой музыкальной жизни и уже воспринимается как неотъемлемый участник престижных музыкальных форумов.

В Зальцбург Национальная опера привезла две программы, которые включили кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» и С. Рахманинова «Колокола», Пятую и Шестую симфонии П. Чайковского. Австрийская музыкальная критика назвала эти два вечера «триумфом исполнительского мастерства и совершенства, поразившего Зальцбург». Речь, конечно, шла не только о том, что коллектив из Киева исполнил малоизвестные в европейском музыкальном мире произведения славянских композиторов, оказавшие очень большое влияние на мировую музыку первой половины ХХ века, и, как ни удивительно, не часто исполняемые здесь симфонии Петра Чайковского, что уже само по себе привлекло внимание меломанов. Слушателей поразила глубина, мощь и безупречное мастерство исполнения произведений оркестром и хором и проникновенность прочтения партитуры дирижером Владимиром Кожухарем, который раскрыл свой талант в произведениях, положивших начало так называемому музыкальному модерну ХХ века. Это был настоящий триумф маэстро — как в единстве со всем коллективом, так и личный, выраженный творческим экзерсисом, энергетикой посыла в оркестр и хор, владением всеми инструментальными группами. В этом творческом триумфе принял участие главный хормейстер театра Лев Венедиктов, готовивший хоровые партии «Александра Невского» и «Колоколов» к гастролям. Такого безупречного исполнения, слияния вокальных групп и в то же время экспрессии, динамики и наполненности хорового звучания Зальцбург давно не слышал.

Отдельно стоит сказать о солистах оперы, на долю которых выпало нелегкое испытание придать обеим кантатам в небольших по объему соло еще большую выразительность и глубину. Мастерство проявила молодая певица Алла Позняк. Ее наполненное, богатое обертонами меццо-сопрано покорило искренностью, глубоким чувством смысла слов. Даже не понимая текста, слушатель чувствовал, что это песня-реквием о тех, кто не вернулся с поля боя, и в то же время вечно живая жажда жизни, которую призвана продолжать женщина. Можно поздравить певицу с тем, что она сумела раскрыть свою партию во всей ее неповторимой красоте, сделать ее, как и задумал композитор, квинтэссенцией прекрасной кантаты.

В «Колоколах», написанных Сергеем Рахманиновым на стихи Эдгара По (перевод Константина Бальмонта), слушатели познакомились с тремя оперными исполнителями: Александром Дяченко (тенор), прекрасно передавшем гибкой и наполненной прозрачной легкостью вокальной палитрой своего голоса первый сольный фрагмент о юношеском подъеме и беззаботности жизни, Лилией Гревцовой (сопрано) — продемонстрировавшей красивый и выразительный оперный вокал, очаровывая слушателей верхними нотами и в то же время лиричностью, едва уловимым предчувствием непостижимости, необратимости времени. Наполненный и довольно плотный с густой окраской баритон Владимира Опенько полностью передал в заключительной части трагическую идею произведения, что для каждого прозвучит еще один колокольный звон, прощальный («похоронний чути дзвін»). Солисты показали прекрасную картину высокой культуры Национальной оперы Украины, уровень ее вокального исполнения, представленного в сольных партиях двух кантат.

С не меньшим восторгом зальцбургские меломаны восприняли исполнение Пятой и Шестой симфоний П. Чайковского, прозвучавших отдельным отделением первой и второй гастрольных программ. В этих вершинных произведениях мирового симфонического искусства дирижер В. Кожухарь раскрыл философскую и психологическую глубину произведений, донес многогранную палитру тематических и темпоритмических рисунков, передал тончайшие нюансы письма гениального русского композитора. Публика просто сходила с ума по окончанию программ. Нескончаемые рукоплескания, даже топотание ногами (в Европе это высшее проявление восторга), нескончаемое количество раз вызова дирижера и солистов.

После триумфального успеха в Зальцбурге коллектив Национальной оперы Украины с не меньшим успехом дал еще два концерта в старинном немецком городе Швайфурте, меломаны которого также оказались на высоте восприятия классической музыки, а театр — исполнительского мастерства. В первый вечер прозвучали «Александр Невский» и «Колокола», а во второй — уникальная программа из хоровых фрагментов классического оперного наследия: лирические песенные сцены из «Евгения Онегина» П. Чайковского, неповторимые по своей вокально-симфонической полифонии «Половецкие танцы» из «Князя Игоря» А. Бородина, трагично-фантасмагорические сцены из «Макбета» Верди, сцена вальса из «Фауста» Ш. Гуно и гранд-финал из «Аиды» Дж. Верди... Невзирая на разность стиля включенных в программу номеров, такую разительную непохожесть музыкальных стилей, концерт воспринялся почитателями оперного искусства как единое музыкальное полотно, целью которого стало оживить перед любителями вокала неповторимую оперную культуру ХІХ века.

Наличие отмеченного программой репертуара в театре — свидетельство его большого творческого потенциала. И это, без сомнения, почувствовали и поняли те, кто в тот вечер пришел в театр. Но впечатление на слушателей хор и оркестр произвели не громкими названиями опер, а исполнительским совершенством, еще раз подтвердив реноме театра как одного из лучших в Европе. И оркестр, и хор были действительно на высоте своим исполнительским мастерством, звучали на одном дыхании, даря поистине неповторимый букет звучания...

В творческой биографии Национальной оперы весенние гастроли, а особенно выступления в Зальцбурге, без преувеличения, стали большим событием, которое впишется и в историю музыкальной культуры Украины.

Василий ТУРКЕВИЧ. Зальцбург — Швайфурт — Киев, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ