Парижский поэт ХХ века Жак Превер, кроме сценариев к шедеврам французского кинематографа, написал в свое время знаменитое стихотворение «Как нарисовать птицу» (его, кстати, любил читать Богдан Ступка). Вроде бы все просто: сначала надо нарисовать клетку, потом дождаться чтобы птица туда влетела, потом кистью замкнуть дверцу и осторожно стереть саму клетку. Главное же, чтобы птица при этом запела, потому как это и является признаком, что картиной можно гордиться и поставить на ней собственную подпись.
Кажется, что все эти приметы истинного искусства есть в работах одновременно поэтического, драматического и анимационного театра, который уже успели построить в Харьковском театре кукол Оксана Дмитриєва с художницей Натальей Денисовой. Они якобы «шаманят», не имея устоявшихся рецептов творчества. Но их подписи на афише — предпосылка, что «птица» обязательно запоет, то есть своеобразный художественный знак качества. Последняя по времени работа этого тандема и всего коллектива театра — спектакль по сценарию Ж. Превера к культовому фильму мирового кино «Деть райка», который снял в годы ІІ Мировой войны в Париже Марсель Карне.
Это представление действительно о «детях райка», — то есть обитателей галерки — места в театре, которое с древних времен облюбовала демократическая публика. Она готова отдать последние су за пусть непритязательное, но захватывающее зрелище. Однако, в то же время это и модель их мелководной жизни и иллюминированный, недосягаемый Дворец мечты.
На «Бульваре преступлений», где расположен этот удивительный театр, смеются над «бородатой» женщиной, рубят головы на игрушечном эшафоте, втыкают под подмышки картонные мечи, носят брегеты размером с огромный будильник, расчленяют манекенов и заставляют «плавать» над головами магических рыб с человеческими фигурками, будто на серфинге. Только здесь можно увидеть обрезанные ветки деревьев наподобие композиций Сальватора Дали, однако здесь можно почувствовать и истинные страсти, такие как ревность, или отчаянная любовь.
У нас на глазах четверо мужчин:(из них двое актеры и на самом деле легенды французского театра) Фредерик Леметр, Батист Дебюро, широко известный в свое время в Париже «денди преступления» Пьер Ласенер, а вместе с ними вымышленное лицо, граф Эдуард де Монтрей — влюбляются в одну женщину по имени Гаранс.
Действие в спектакле происходит якобы по дальновидному плану главного злодея пьесы. Ласенер в удачном исполнении Геннадия Гуриненко это замечтавшийся, меланхоличный преступник «фатального» стиля, который объявил войну едва ли не всему человечеству. С одинаковой интонацией он погружается в лирические воспоминания и обещает убить любого даже ценой собственной казни. И действительно уничтожает своего счастливого и самонадеянного соперника графа Эдуарда где Монтрея. Его Вячеслав Гиндин играет со своей обычной фатоватостью и победительной иронией. Хотя и это убийство по-театральному празднично, с взрывом хлопушки и фонтаном конфетти в форме сердечек.
В спектакле Оксаны Дмитриєвой участвуют три актерских поколения: недавние воспитанники театрального отделения университета искусств, признанные мастера сцены и кукловоды, а также троица ветеранов (которые любому фору дадут) Алексей Рубинский, Владимир Бардуков и Ольга Мохленко в пантомимических ролях стариков : Арлекина, Пьеро и Коломбины. Еще один забавный мимический «квартет» во главе с неотразимым Игорем Мирошниченко комментирует действие и добавляет к нему нужную эмоциональную определенность и полноту анимационных превращений. А в качестве «дирижера» пластической выразительности в спектакле выступает Инна Фалькова, специалист с отличной репутацией.
Местные мастера сцены, которые оценили все преимущества метода интонационной режиссуры Оксаны Дмитриевой, работают в одном стилистическом ключе, присущем манере парижского «ретро» и законам мелодрамы. Кроме уже упомянутых, это Владимир Шапошников и Александр Маркин, который виртуозно перевоплощается в каждого из своих разнообразных персонажей (именно такое задание получили некоторые актеры от режиссера) с помощью необычных голосовых трансформаций.
На этом фоне работы молодых актеров Влады Аракелян (Гаранс), Виталия Бурлеева (Дебюро) и Алексея Петриченко (Леметр) выглядят очень привлекательными, хотя и не такими художественно цельными. В каждой из этих дебютных работ чувствуется большой творческий потенциал. Среди молодежи запомнилась Екатерина Любченко (влюбленная в Леметра Натали), которой посчастливилось найти свою неповторимую разговорную тональность, негромкую, но на удивление трогательную и щемящую.
Говоря словами Бальзака, эта «человеческая комедия», а на сцене — «грустный балаган» длится около трех часов, почти столько, сколько художественный фильм «Деть райка». И в течение всего времени мы наблюдаем, как, по совету Жака Превера, в сценическом пространстве, будто в клетке, возникают контуры драматического замысла. Потом сюда действительно залетает птица фантазии, соблазненная талантливыми постановщиками и актерами. А в финале, уже не замечая «клетки», мы радуемся ее звонкоголосым руладам и искренне благодарим всех, кто способствовал рождению театрального чуда.